Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Светлана Агапитова представила Доклад Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге за 2021 год

30 марта 2022

30 марта Светлана Агапитова представила в Законодательном Собрании Доклад о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в Санкт-Петербурге в 2021 году.

«В последнее время мне все чаще вспоминаются слова Александра Кушнера: Времена не выбирают, в них живут и умирают… Но умирать нам рановато, у нас есть еще с вами дела…Мы должны менять жизнь людей, которые нам доверяют, к лучшему, отстаивать их права, защищать слабых… Несмотря ни на что.

На Уполномоченных в регионах сейчас возложена гуманитарная миссия. Это, например, мониторинг соблюдения прав прибывающих граждан с территории ДНР и ЛНР и взаимодействие с органами власти и МЧС по этим вопросам.

Как вы знаете, Петербург, согласно Постановлению Правительства от 12 марта 2022 года N 349, не входит в число регионов, размещающих граждан, временно покинувших территорию Украины, ДНР и ЛНР. Тем не менее, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге официально обратились за единовременной выплатой 528 человек (среди них – 195 детей).

Это семьи, которые сами приехали в наш город, остановились у родственников, знакомых, в гостиницах. Помощь им оказывают районные администрации и некоммерческие организации, в том числе медикаментами, необходимыми вещами и продовольственными наборами. Операторы мобильной связи бесплатно обеспечивают их сим-картами.

Фракция партии «Справедливая Россия» спрашивает про телефоны, по которым эвакуированные могут получить всю исчерпывающую информацию. Их сообщают всем, кто пересекает границу России. Это единые телефоны 112 и 122, они есть на сайте администрации, оператор переключает на горячую линию региона, в котором находится позвонивший. Еще могу вам предложить телефоны горячих линий Ленинградской области и Российского Красного Креста в Санкт-Петербурге.

001.JPG

Также Уполномоченные по правам человека в субъектах оказывают помощь семьям погибших и раненых, если таковая требуется, взаимодействуют с организациями, собирающими гуманитарную помощь.

«Ведется ли взаимодействие с родственниками петербургских военнослужащих, участвующих в спецоперации? Будет ли организован надзор за весенним призывом и распределением «срочников»? (Также вопрос от фракции Партии «Справедливая Россия»).

От родственников военнослужащих после начала специальной операции нам поступило семь обращений (шесть от матерей, одно от жены военнослужащего). В них сообщается о фактах недобровольного заключения контрактов о военной службе, о предполагаемом пересечении военнослужащим по призыву границы с Украиной, либо об оказании содействие в получении информации о военнослужащем. По данным обращениям мы направляем запросы в адрес военного прокурора Западного военного округа, командования ЗВО, а с родителями военнослужащих сотрудники аппарата находятся в постоянном контакте сразу же после поступления обращений, дают им консультации, потому что о месте дислокации той или иной части можно узнать только через Минобороны. Там же есть свои телефоны горячих линий. Двое военнослужащих по призыву уже вернулись в Россию.

Уполномоченный и его представители входят в составы призывной комиссии Санкт-Петербурга и межведомственной комиссии по организации альтернативной гражданской службы и держат под контролем распределение призывников.

***

Фракция партии «Новые люди» переживает, как повлияет выход России из Совета Европы, потенциальная денонсация Европейской конвенции по правам человека и невозможность россиянам обращаться в Европейский суд по правам человека на деятельность Уполномоченного?

Стоит отметить, что положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод успешно имплементированы в законодательство Российской Федерации. Нарушения той или иной статьи Конвенции, отраженные в Постановлениях ЕСПЧ, как правило, связаны с правоприменительной практикой.

002.JPG

Федеральный закон «Об Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ» определяет, что правовую основу их деятельности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов.Таким образом, должность Уполномоченного как раз призвана способствовать реализации прав граждан, закрепленных в действующем законодательстве, в том числе в области правоприменения.

Кроме того, наша страна, по-прежнему, является членом ООН и участницей международных договоров в области прав человека, признавая компетенцию соответствующих международных органов получать и рассматривать сообщения граждан, находящихся под ее юрисдикцией, которые считают, что они являются жертвами нарушения положений международного договора. Критерии для обращения в исполнительные органы ООН похожи на требования, предъявляемые к жалобам в ЕСПЧ.

К тому же на днях Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Николаевна Москалькова сообщила, что в целях перспективного развития института рассматривается вариант создания наднационального органа по защите прав человека.

***

Теперь собственно о деятельности Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге в 2021 году. Я вступила в должность 1 декабря, поэтому почти все, что вы сегодня услышите, это отчет о работе моего предшественника Александра Владимировича Шишлова. Также, как вы уже заметили, я постараюсь ответить на ваши вопросы, которые мне передали заранее.

Всего в Аппарат Уполномоченного в 2021 году обратилось 7 573 граждан, что почти на 3 тысячи меньше, чем в 2020 году. Эта цифра включает в себя консультации на сайте и по телефону, звонки на горячие линии и, собственно, 2168 письменных обращения. Очные приемы практически не велись из-за сохранявшейся опасности распространения COVID-19.

По количеству обращений в лидерах: жилищные права, медико-социальные, право на доступ к правосудию.

003.JPG

Теперь статистика городская. К сожалению, тревожная.

Численность населения Санкт-Петербурга на начало года составляет 5 миллионов 378 тысяч человек, сократившись за год более, чем на 6 тысяч.

В том числе: людей трудоспособного возраста у нас 57,01%; детей до 16 лет - 16,2%; пенсионеров - 26,7%.

Рождаемость в Санкт-Петербурге уменьшилось на 3%

2020 – 50 491 человек, 2021 – 48 846,

Смертность в Санкт-Петербурге увеличилось на 19%.

2020 – 64 471 человек, 2021 – 76 878. Естественная убыль населения, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года возросла на 14 052 человек, составив 28 032 человека.

004.JPG

С марта 2021 года в Санкт-Петербурге зафиксирована тенденция к росту числа самоубийств. По данным Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в 3 квартале 2020 было зарегистрировано 75 смертей. Во 2 квартале 2021 - 97, в 3 квартале 2021 - 116. К сожалению, общими данными за год я пока не располагаю. Наиболее резкий рост суицидов был выявлен среди женщин и пожилых людей в возрасте от 60 до 69 лет. Эксперты связывают это с психологическими последствиями пандемии. Эти печальные цифры относятся к главному праву человека на жизнь.

***

Как вы понимаете, пандемия весь прошлый год оставалась серьезной проблемой, негативно влияющей на реализацию основополагающих прав. Тем не менее, наиболее значимым в 2021 году событием в сфере реализации избирательных прав граждан в Санкт-Петербурге стало проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, в которых вы активно участвовали.

Уже в июле, во время периода выдвижения и регистрации кандидатов на территориях различных районов Санкт-Петербурга сотрудники органов внутренних дел задерживали сборщиков подписей и агитаторов. В отношении задержанных составлялись протоколы об административных правонарушениях, в том числе и по статье, 20.2 КоАП РФ - нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, связанного с антиковидными ограничениями. Уполномоченный неоднократно указывал в ежегодных и специальных докладах, что осуществление сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов и агитационная деятельность установлены федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и сами по себе публичными мероприятиями не являются. Эта позиция была направлена в ГУ МВД и Санкт-Петербургскую избирательную комиссию, которая 27 июля утвердила «Разъяснения о порядке проведения агитационных и иных мероприятий при сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга».

005.JPG

В этот раз ЦИК России отказалась от применявшейся на предыдущих выборах общедоступной трансляции изображения в сети Интернет из помещений для голосования и помещений ТИК, на которой настаивал Уполномоченный. В результате дни голосования показали несовершенство нового порядка видеонаблюдения: кто – то из кандидатов не смог подключиться к служебному порталу, кто-то доступа к трансляции вовсе не получил, также не имели возможности следить за подсчетом голосов наблюдатели и журналисты.

В течение нескольких последних лет Уполномоченный обращал внимание на недостаточную обеспеченность Санкт-Петербурга комплексами обработки избирательных бюллетеней (КОИБами), которые существенно ускоряют процесс подсчета голосов избирателей и являются эффективным средством защиты достоверных результатов выборов. В минувшем году только 18% избирательных участков были оснащены КОИБами. И теперь уже вы можете подумать на эту тему в преддверии грядущих выборов.

006.JPG

В дни выборов при участии Уполномоченного была выявлена и пресечена неправомерная практика отказов гражданам в голосовании по месту нахождения, подтвержденному регистрацией по месту пребывания.  

В течение агитационного периода, а также непосредственно в ходе голосования и подведения итогов в Аппарате Уполномоченного работала «горячая линия», на которую можно было сообщать о нарушениях избирательных прав. На нее поступило 568 обращений. По фактам выявленных нарушений Уполномоченный направил мотивированные обращения в правоохранительные органы. Однако из поступивших ответов последовало, что уголовные дела по фактам нарушений в ходе избирательных кампаний 2021 года в Санкт-Петербурге не возбуждались.

***

В 2021-м, как и в 2020 году, пандемия оставалась основным фактором, затрудняющим реализацию гражданами права на свободу собраний в Санкт-Петербурге. Как вы помните, у нас до сих пор введен запрет на проведение публичных мероприятий, в связи с ограничениями, направленными на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции.

По данным ГУ МВД России, в 2021 году в Санкт-Петербурге было проведено 390 публичных мероприятий, что на 1 446 (79 %) меньше, чем в 2020 году (1 836). Также было проведено 250 массовых мероприятий, не относящихся к публичным.

В отношении граждан, задержанных в 2021 году в ходе проведения публичных и массовых мероприятий, был составлен 451 протокол все по той же статье 20.2 Кодекса Административных Правонарушений и 2 452 протокола по статье 20.2.2 - это организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка.

007.JPG

В обращениях к Уполномоченному содержалась информация о переполненности транспортных средств полиции и территориальных подразделений ГУ МВД, что повлекло за собой превышение допустимого времени задержания, не предоставление горячего питания, необеспечение условий соблюдения личной гигиены и санитарно-эпидемиологических норм. Заявители жаловались также на несвоевременное оказание либо неоказание медицинской помощи.

Выступив в защиту прав заявителей, Уполномоченный обращался, в том числе в ГУ МВД России, указывая на несоблюдение в отношении задержанных граждан требований «Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц». Однако полиция формально не согласились, сообщив, что в отношении всех задержанных были предприняты необходимые меры в соответствии с Положением, а прокуратурой Калининского района был подтвержден только один случай длительного содержания заявителя в отделе полиции в неудовлетворительных условиях, с нарушением требований Положения.

В адрес Уполномоченного поступило более 20 обращений о принуждении к дактилоскопированию. Дактилоскопирование при наличии паспорта и без письменного согласия противоречит Федеральному Закону «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».

Во время и после недавних массовых мероприятий, связанных с событиями на Украине, мы также получали обращения. Иногда удавалось оперативно реагировать. Иногда запросами в ГУ МВД. Чаще всего граждане указывали на незаконность задержания и свою непричастность к публичным мероприятиям. Но если судами Санкт-Петербурга они были признаны виновными в совершении административных правонарушений, тогда им разъяснялось право на обжалование постановления. При этом, обеспокоенность по прежнему вызывает информация о недопусках к задержанным адвокатов, что может влиять на полноту и объективность рассмотрения дела, а также на законность принятого решения. Согласно Закону «О полиции» и КоАПП, задержанное лицо вправе пользоваться услугами адвоката с момента задержания и в период производства по делу о совершении административного правонарушения.

Этот вопрос, наряду с прочими, в ближайшее время мы планируем обсудить с руководством ГУ МВД по СПб и ЛО.

Добавлю, что теперь у нас есть Телеграм- канал Уполномоченного и чат для оперативного предоставления гражданами информации о предполагаемых нарушениях их прав в ходе публичных мероприятий.

Надеюсь, что после снятия антиковидных ограничений, несанкционированные акции сойдут на нет, потому что появится возможность проводить публичные мероприятия в специально отведенных местах, реализуя право на свободу собраний. Напомню, что в 2020 году их число сократилось до четырех. В январе 2021 года Уполномоченный обратился в Правительство Санкт-Петербурга и к Губернатору, после чего специально отведенные места, в том числе площадка на площади Ленина, были возвращены. Кроме того, была выполнена еще одна рекомендация Уполномоченного – норма предельной заполняемости каждого специально отведенного места была увеличена с 200 до 500 человек. Проведение публичных мероприятий в специально отведенных местах позволит в том числе избежать конфликтов с правоохранительными органами.

008.JPG

***

Глава ГУ МВД Роман Юрьевич Плугин две недели назад докладывал вам о состоянии преступности в Санкт-Петербурге, поэтому я подробно не буду останавливаться на этом вопросе. Мы также анализируем данные и отметили, что в минувшем году почти на 6 % увеличилось количество преступлений, совершенных лицами уже ранее привлекавшимися к ответственности.

Резко, на 28 %, возросло число преступлений, совершенных иностранными гражданами, на 14 % - в отношении них.

Чуть меньше, на 1,9 % зарегистрировано преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. При этом зафиксирован рост на 32,6 % числа преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения. Около трети (30,6 %) таких преступлений совершается также ранее судимыми лицами.

009.JPG

Ситуация с незаконным оборотом наркотиков остается сложной, чему в немалой степени способствует использование в целях распространения наркотических средств сети Интернет. Как отмечает ГУ МВД, прослеживается тенденция «вербовки» потенциальных закладчиков, «курьеров» в социальных сетях и мессенджерах посредством спам-рассылок информационных сообщений в различных сообществах и направления личных сообщений пользователям.

В 2021 году только в социальной сети «ВКонтакте» выявлено и удалено 1 783 таких сообщения.

Как раз об этом вопрос от фракции Единая Россия. В городе немыслимый размах приобрела продажа наркотиков через так называемые «закладки». Купить с помощью мессенджеров наркотики способны даже дети. Наркоторговцы и их клиенты ломают электрощитки, выдалбливают тайники на лестничных клетках, разрывают клумбы, причём, делают это буквально круглосуточно. Судя по масштабу этого несчастья, полиция справиться с явлением не может. Есть ли у Вас видение, как защитить право граждан на безопасность в сложившихся условиях? Вы должны понимать, что вопрос так называемых «закладок» не может быть решен исключительно силами органов правопорядка Санкт-Петербурга. Могу рассказать, как это работает.

Уже на протяжении длительного времени приобретение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется посредством скрытого сегмента интернета – Даркнета. Незаконные интернет-площадки, как правило, имеют международную структуру: серверы, производство и логистическая цепочка находятся в разных странах. Вопрос противодействия распространению наркотиков посредством сети интернет является предметом ежегодных специальных докладов Международного комитета по контролю над наркотиками ООН. Безусловно, подобные сервисы закрываются правоохранительными органами тех стран, в которых они расположены, в том числе и российскими. Но, к сожалению, темпы появления новых ресурсов не позволяют замедлить эту преступную деятельность. Масштабы незаконного интернет-трафика и число клиентов, использующих онлайн-платформы, трудно оценить, поскольку по этому вопросу не проводилось каких-либо значимых тематических исследований.

Правда, у нас есть некоторые аналитические данные представителей общественных организаций, с которыми я могу Вас ознакомить. В частности, что касается «закладок», то работа построена таким образом, что пользователь получает адрес места хранения наркотиков сразу после оплаты. В списке покупателя видны все «закладки», которые есть у магазина в определённых районах, как представлено на слайде:

010.JPG

Как вы видите, на портале указан адрес «закладки», его фасовка и цена. Например, у метро Академическая лежит минимум один тайник ценой в 945 рублей. После оплаты товара и выбора района заказчику направляется точный адрес места нахождения запрещенных веществ. Количество «закладок», места их расположения постоянно меняются. Одни «закладки» забирают, после добавляют новые и так до бесконечности.

Есть также предложения по «предзаказам» - то есть оптовым позициям наркотиков. По предварительным подсчетам, в месяц происходит около 120 тысяч продаж наркотических средств. Если на одну закупку приходится как минимум 1 проданный грамм запрещенных веществ, то мы получим около 120 килограмм наркотиков, проданных в городе. Ежедневно наши горожане проходят мимо готовых «закладок» стоимостью в 50 миллионов рублей, закопанных во дворе, в парке, сквере или же прикреплённых магнитами к лифту в жилых домах и строениях.

Стоит отметить, что по данным, собранным активистами, в структуре потребления Санкт-Петербурга превалируют растительные наркотики, однако есть тенденции к увеличению спроса на один из опаснейших синтетических психостимуляторов Альфа-ПВП, на сленге – «соль» (название получил за счет того, что имеет вид белого кристаллического порошка), который можно курить, нюхать или вводить внутривенно. Этот вид синтетических наркотиков очень быстро вызывает зависимость, а передозировка нередко приводит к летальному исходу. Кроме того, в результате употребления указанного вида наркотика происходят тяжелые и, порой, необратимые изменения в психике.

Поэтому одним из важнейших инструментов борьбы с наркоторговлей, особенно в условиях динамично развивающихся интернет-технологий и использования обширной международной сети, является профилактика употребления психоактивных веществ. Карл Маркс писал: «спрос определяет предложение и наоборот…» Так что задача государственных институтов и общества максимально искоренить саму идею потребности в психоактивных веществах. И, как вы понимаете, сделать это исключительно силами правоохранительных органов не получится. Мы должны признать, что это общая задача и цель.

***

Квартирный вопрос, который, как известно, испортил москвичей. Но не нас, петербуржцев. Традиционно по теме жилья - самое большое количество обращений. Особенно большую тревогу высказывали заявители в преддверии принятия Закона «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга в сфере жилищной политики». В этом году жалоб на применение закона пока не было. Теперь о программах, которые реализовывались в прошлом году.

Если количество семей, получивших социальные выплаты по программам «Молодежи - доступное жилье» и «Развитие долгосрочного кредитования» резко увеличилось, то по «Расселению коммунальных квартир» и «Жилью работникам бюджетной сферы» резко уменьшилось.

011.JPG

В новом законе сохранилась норма по привлечению к расселению коммунальных квартир юридических лиц, однако до настоящего времени она так и не действует на практике, а норма о привлечении к расселению коммунальных квартир физических лиц, действовавшая ранее, не была включена. Между тем, расселение коммуналок идет все более медленными темпами. И с этим надо что-то делать. На начало 2022 года в городе остается 64 тысячи коммунальных квартиры. В прошлом году расходы на реализацию целевой программы «Расселение коммунальных квартир» составили всего 593 миллиона рублей. Социальную выплату получила только 441 семья, имеющая первоочередное право.

012.JPG

И информация, внушающая оптимизм. На начало 2021 года в Едином реестре проблемных объектов было 33 многоквартирных жилых дома, из которых за год введено в эксплуатацию 22, а это свидетельствует о том, что обманутые дольщики обретают наконец-то свое жилье.

Начиная с 2005 года, Правительством Санкт-Петербурга ежегодно утверждается Адресный перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, подлежащих расселению. На 1 января 2022 года остается не расселенным 21 аварийный дом, ожидают улучшения жилищных условий 89 семей, которые, по информации Жилищного комитета, должны быть вскоре переселены.

С жильем связан вопрос от фракции Партии «Единая Россия». «Поступает большое число нареканий на работу управляющих компаний, которые действуют не в интересах собственников помещений, а вопреки им, рассматривают своих фактических нанимателей как «кормовую базу», а не людей, чьими интересами следует руководствоваться в первую очередь. Это касается не только коллапса с уборкой от снега придомовых территорий, который мы все наблюдали зимой, но и безобразного содержания общего имущества, особенно в домах старого фонда, несвоевременной актуализации данных о текущем состоянии капитальных конструкций, приводящих к возникновению аварийности, систематическому несоблюдению порядка проведения общих собраний и отчетов о работе перед собственниками помещений. Проблема носит комплексный характер. Может ли уполномоченный по правам человека оказать гражданам содействие в этой области?»

Разумеется, да. И оказывает. Достаточно сказать, что несколько лет назад Уполномоченным был подготовлен комплексный специальный доклад по данной проблеме, размещенный на официальном сайте, рекомендации о совершенствовании действующего законодательства были направлены в Государственную Думу и Совет Федерации, федеральному Уполномоченному и в профильное министерство.    

Но проблема остается актуальной, важные ее аспекты, беспокоящие горожан: это размеры платежей на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, бесконечные войны между оспаривающими статус друг друга председателями управляющих компаний, а также между самими компаниями за право управлять домом, состояние прилегающих территорий, формирование и использование земельных участков под домовладениями. Мы плотно работаем с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, которая призвана устранять эти нарушения. С прокуратурой, с ГУ МВД, если сталкиваемся с фактами возможных злоупотреблений, связанных, к примеру, с хищениями или нецелевым расходованием средств владельцев жилья. Более того, в аппарате Уполномоченного уже давно создана межведомственная группа по защите прав собственников жилья.

***

Рынок труда в значительной степени стабилизировался в 2021 году, что подтверждается данными официальной статистики. Резко сократилась задолженность перед работниками в Санкт-Петербурге с 93 до 26 миллионов рублей.

По данным Комитета по труду и занятости, в 2021 году уровень общей безработицы в Санкт-Петербурге снизился более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Численность граждан, состоящих на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы снизилась со 105 тысяч человек до 36 тысяч человек.

013.JPG

Судя по обращениям в адрес Уполномоченного, проблемой в минувшем году стало требование вернуть уже произведенные выплаты по безработице, мотивируя это отсутствием у заявителя регистрации по месту жительства. Это в основном граждане, имеющие временную регистрацию и зарегистрированные дистанционно в 2020 году в качестве безработных через портал «Работа в России».

В 2021 году Комитетом по труду и занятости были разработаны рекомендации Министерству труда и Федеральной службе по труду и занятости РФ, направленные на обеспечение трудовых прав граждан без регистрации по месту жительства. Согласно этим предложениям, поддержанным Уполномоченным, решение о признании безработными граждан без регистрации по месту жительства должно приниматься по месту их пребывания (после подтверждения, что они не зарегистрированы в качестве безработных в других регионах). Однако при подготовке изменений в действующее законодательство эти предложения не были учтены. Может быть, кого-то из вас заинтересует эта тема?

«Будет ли Уполномоченный участвовать в защите прав сотрудников компаний, объявивших об уходе из Российской Федерации, а также тех, кого будут принуждать к увольнению или отпуску за свой счет из-за сложной экономической ситуации в ряде секторов экономики?» (вопрос от фракции партии «Справедливая Россия»).

Сам по себе уход компании из России – это факт экономической и политической конъюнктуры. Нарушение прав бывших сотрудников этой компании – уже правозащитный вопрос. Другое дело, что деятельность Уполномоченного не должна подменять собой компетенцию специализированных структур, обладающих широким инструментарием для защиты трудовых прав граждан. Это Государственная инспекция труда в Санкт-Петербурге и прокуратура. И в первую очередь гражданам следует обращаться именно туда. Вообще, принуждение к увольнению – распространенная, но трудно доказуемая на практике разновидность нарушений трудовых прав. Работник должен понимать, что главная ошибка – это поддаться давлению и написать заявление «по собственному желанию». В этом случае доказать, что его вынудили к увольнению, практически невозможно. Следует также помнить, что в силу Трудового кодекса РФ споры об увольнении, если оно все же последовало, рассматриваются непосредственно судом. В общем, все алгоритмы защиты трудовых прав мы готовы объяснять.

Алексей Анатольевич Далматов (фракция Партии «Единая Россия») предлагает расширить программы переобучения граждан за счет государства.

Вопрос правомерен, и нужно отметить, что государство уже предпринимает шаги в данном направлении. В частности, недавно, 9 февраля, внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 года №369, в соответствии с которыми существенно расширен перечень категорий лиц, которые вправе проходить профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».

К числу таких категорий, в частности, отнесены граждане в возрасте 50 лет и старше, граждане предпенсионного возраста; женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и другие. И наверняка вы знаете, что Правительство Петербурга подготовило программу переобучения для работников промышленных предприятий, которые находятся под риском увольнения. Список программ дополнительного профессионального образования опубликован 25 марта на портале антикоррупционной экспертизы.

***

Теперь о социальной поддержке граждан. Очень важно, чтобы в нынешних условиях поддержка уязвимых категорий была сохранена. И заверение о том, что так и будет, есть от Правительства города. Сейчас социальная поддержка предусмотрена по 240 направлениям и оказывается 194 категориям получателей. Я остановлюсь подробнее на поддержке семей с детьми. На начало года в городе проживают свыше 610 тысяч семей, в которых воспитываются 915 502 ребенка. Из них более 25 % являются получателями мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки. Только на эту категорию бюджетные расходы превысили 22 миллиарда рублей, что на 2,5 миллиарда рублей больше, чем в 2020 году.

014.JPG

Но в 2021 году в условиях продолжающейся пандемии возникла необходимость расширения перечня мер социальной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне. И вот тут нам есть, чем гордится. Постоянный мониторинг изменений федерального и городского законодательства позволил специалистам Аппарата Уполномоченного вовремя восстановить права граждан на эту самую поддержку. Например:

В дополнение к уже имеющимся региональным выплатам семьям, имеющим детей, федеральным законодательством с 2020 года были установлены дополнительные меры государственной поддержки – ежемесячные выплаты семьям с детьми от трех до семи лет, среднедушевой доход которых ниже регионального прожиточного минимума. Однако в Санкт-Петербурге право на ежемесячные выплаты получили лишь семьи, имеющие регистрацию по месту жительства. Уполномоченный обратился к Губернатору, после чего были восстановлены права только семей, не имеющих никакой регистрации. И вот недавно, 15 февраля, по рекомендации Уполномоченного были внесены поправки в Социальный кодекс. Теперь права всех семей с детьми без регистрации по месту жительства восстановлены.

В 2021 году к Уполномоченному поступали жалобы родителей на отказы в предоставлении ежемесячных выплат на детей из-за отсутствия дохода у трудоспособных взрослых членов семьи до достижения ребенком возраста трех лет. Оказалось, что региональное законодательство обязывает трудоспособного члена семьи, который ухаживает за ребенком, быть трудоустроенным. То есть до рождения ребенка мама обязательно должна была поработать.

Посчитав такое ограничение неправомерным, Уполномоченный направил свою позицию в Правительство Санкт-Петербурга с предложением привести региональный порядок назначения ежемесячных выплат в соответствие с федеральными требованиями. Эта инициатива получила поддержку, Комитет по социальной политике подготовил проект постановления с соответствующими изменениями, который в настоящее время находится на согласовании.

015.JPG

Земельный капитал оказался включен в доход многодетных семей. В результате Пенсионный фонд стал отказывать им в предоставлении ежемесячного пособия, потому что среднедушевой доход в таких семьях превысил величину прожиточного минимума. Вы помните, что такое земельный капитал? Это частичное возмещение расходов за счет бюджета города было принято в связи с отсутствием в пределах территории Санкт-Петербурга необходимого количества земельных участков. Естественно, эти средства не должны учитываться в доход семьи при определении права на ежемесячное пособие. Мы обратились в Пенсионный фонд РФ и были услышаны. С 01 февраля 2022 в Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия были внесены соответствующие изменения. Теперь полученный в отчетном периоде земельный капитал в Санкт-Петербурге не является основанием для отказа в назначении пособия.

И вот на какую социальную проблему хотела бы обратить ваше внимание. У участников Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, тружеников тыла, бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей, не имеющих инвалидности, отсутствует возможности пользоваться услугами «социального такси», на которую неоднократно указывал Уполномоченный в ежегодных докладах. Вы посмотрите, сколько их осталось! И ведь это все люди возраста старше 80, а то и 90 лет. И слава Богу, что они не имеют инвалидности, но передвигаться по городу им достаточно сложно.

016.JPG

Напомню, что еще в июне 2019 года был подготовлен законопроект о внесении изменений в Социальный кодекс, предусматривающий право на социальное такси для участников Великой Отечественной войны независимо от каких-либо условий, однако он до сих пор не был рассмотрен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.

Опять-таки Алексей Анатольевич Далматов   (фракция Партии «Единая Россия») предлагает рассмотреть возможность обязательств для нотариусов сообщать о неродственных дарственных по недвижимости со стороны одиноких пенсионеров социальной службе. При возникновении сомнений в добровольности сделки давать право социальной службе приостанавливать сделку».

В 2017 году в Государственную Думу поступил на рассмотрение проект закона «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Депутаты предложили законодательно закрепить требование об обязательном нотариальном удостоверении сделок с недвижимостью, в которых участвуют одинокие пенсионеры, инвалиды, а также лица, находящиеся на попечительстве или под патронажем.

Полагаю, что дополнительный рычаг контроля за уязвимой частью населения (в частности одинокие пенсионеры) позволит защитить права одиноко проживающих граждан, не имеющих близких родственников, при совершении сделок с недвижимым имуществом, и минимизировать количество связанных с этим мошеннических операций. Однако предвижу, что поспешное принятие данной инициативы может столкнуться с рядом непроработанных вопросов (в частности, как, кто и в какие сроки должен определить, действительно ли гражданин является «одиноко проживающим»; стоимость услуг нотариуса, являющаяся для пенсионера часто недоступной; проблема с недобросовестным «подставным» нотариусом). Необходимо глубже проработать данную инициативу, подумать о минимизации расходов на услуги нотариуса по данной категории заверений, а также об ужесточении установления уголовной ответственности за заверение незаконной сделки, уточнить процесс установления факта одинокого проживания. На данный момент правовую экспертизу представленных сторонами документов для регистрации права проводит Росреестр. Введение нотариального удостоверения сделки фактически приведет к дублированию данных полномочий, что возможно даст повод отказаться регистратору от проведения экспертизы в принципе или проводить ее менее тщательно. В целом поддерживая Вашу инициативу, предлагаю отдельно обсудить все нюансы.

В Санкт-Петербурге в 2021 году проживали 536 290 инвалидов, в том числе:

- пенсионного возраста - 427 315 чел. (79,7% от общего количества инвалидов);

- трудоспособного возраста - 89 003 чел. (16,6% от общего количества инвалидов);

-детей-инвалидов - 19 972 чел. (3,7% от общего количества инвалидов).

017.JPG

Главной проблемой инвалидов, помимо продления инвалидности, что показала наша совместная с бюро МСЭ горячая линия, и обеспечения техническими средствами реабилитации, остается решение вопросов доступной среды. Это и парковки и оборудованность социально – значимых учреждений. По заявлениям граждан мы регулярно проводим выездные проверки.

Так, например, в Санкт-Петербурге до настоящего времени не решена проблема подключения и обслуживания электроподъемников в многоквартирных домах, установленных, в том числе в рамках реализации Постановления Правительства № 649. Инвалиды вынуждены в судебном порядке устанавливать организацию, которая возьмет на баланс подъемник и будет его обслуживать. И у нас сейчас на контроле несколько таких случаев.

После резонансного инцидента в петербургском маршрутном такси, когда водитель отказывался везти инвалида I группы, имеющего видимые физические ограничения здоровья, и в грубой форме требовал от него покинуть транспортное средство Уполномоченный предложил запретить высадку из общественного транспорта маломобильных пассажиров и направил председателю Всероссийского общества инвалидов – депутату Государственной Думы Михаилу Терентьеву проект изменений в «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». На прошлой неделе законопроект внесен в Госдуму.

Как показывает многолетняя практика Уполномоченного и благотворительных некоммерческих организаций, оказывающих помощь людям с ментальными нарушениями, права этой категории граждан зачастую нарушаются – как при оказании психиатрической помощи (в амбулаторной и стационарной формах), так и в государственных учреждениях, где таким людям предоставляются социальные услуги, в том числе в стационарной форме проживания.

Уполномоченный неоднократно отмечал, что институт опеки и попечительства функционирует без учета современных тенденций в защите прав людей с ментальной инвалидностью. Это подтверждается обращениями за защитой людей, не согласных с лишением их дееспособности в случаях, когда участие в этом принимают органы опеки и попечительства.

В 2021 году рабочей группой аппарата Уполномоченного были обобщены результаты двухлетнего мониторинга соблюдения прав людей с психическими расстройствами.

В итоге были подготовлены предложения о совершенствовании действующего законодательства о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании, которые направлены в Министерство здравоохранения и федеральному Уполномоченному.

В 2021 году в Психоневрологических интернатах Санкт-Петербурга проживало 6 208 получателей социальных услуг, из них 2 796 дееспособных граждан, 3 391 недееспособный гражданин и 21 ограниченно дееспособный гражданин.

Я сейчас знакомлюсь с работой психоневрологических интернатов. И готова вместе с депутатами, в округах которых они находятся, проводить совместные выезды. Пока у меня впечатление от домов, где проживают по тысяче граждан с психиатрическими заболеваниями, очень сложное. Конечно, я - за переход от существующей системы ПНИ к альтернативным формам социального обслуживания людей, которым требуется сопровождение, то есть к сопровождаемому проживанию.

Несмотря на отдельные успешные проекты, реализуемые в Санкт-Петербурге силами Комитета по соцполитике и некоммерческих организаций (ГАООРДИ, «Перспективы», «Апельсин»), опыт которых перенимается и другими регионами России, полноценно организовать программу сопровождаемого проживания пока не удается.

Есть у нас «План мероприятий («дорожной карты») по развитию в Санкт-Петербурге стационарозамещающих технологий социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами, на 2021-2025 годы», который, по нашим данным, не утвержден.

Так вот по нему количество Центров сопровождаемого проживания и тренировочных квартир для молодых инвалидов должно увеличиться с 24 в 2019 году до 26 в 2025 году (на два центра за период)! В то же время планируется провести ремонт и реконструкцию, с увеличением количества мест, в трех ПНИ, и выстроить восемь новых объектов, включая новые корпуса, со значительным увеличением мест. То есть, вместо создания небольших центров у нас в планах – опять огромные человейники. Я прошу вас обратить внимание на эту проблему.

***

Право на охрану здоровья. В 2021 году в связи с продолжающейся пандемией количество жалоб петербуржцев на трудности в получении медицинской помощи увеличилось.

В обращениях к Уполномоченному люди жаловались на, качество оказания медицинской помощи, нарушение норм этики и деонтологии, длительное ожидание неотложной и скорой помощи, очереди в приемном покое стационаров. Граждане сообщали об отказах в проведении на дому бесплатных ПЦР-тестов, в предоставлении бесплатных лекарств от новой коронавирусной инфекции при амбулаторном лечении.

018.JPG

Большое количество обращений было связано с отсутствием в открытом доступе достоверной актуальной информации по вопросам вакцинации против коронавируса (выбора вакцины, получения медицинского отвода от вакцинации, технических сбоев при получении QR-кода, сроков действия QR-кода, вакцинирования на дому). Да и вообще введение QR-кодов вызвало большое возмущение части общества. В начале января этого года на площадке Уполномоченного мы провели обсуждение необходимости и достаточности их применения. Спасибо Александру Николаевичу Ржаненкову, Павлу Михайловичу Иткину, Константину Александровичу Чебыкину и Алексею Валерьевичу Зинчуку, которые мужественно отстаивали свою позицию. Надеюсь, что эта встреча была полезной для обеих сторон.

В аппарате Уполномоченного в течение всего года работала телефонная горячая линия для сообщений о возможных нарушениях прав медицинских работников, на которую поступило более 300 обращений. В основном, работников здравоохранения волновали вопросы об имеющихся у них правах на различные выплаты.

В 2021 году единовременные региональные выплаты осуществлены 15 440 работникам на сумму 4 632 000 тыс. рублей, а также выплаты членам семей за 36 умерших медицинских работников на сумму 35 200 тыс. руб.

Специалист Аппарата весь год принимал участие и сейчас продолжает работать в Комиссии по обжалованию решений об отказе в предоставлении единовременной выплаты пострадавшим медицинским работникам при Комитете по социальной политике. Эта комиссия в свое время была создана по рекомендации Уполномоченного.

В Санкт-Петербурге на начало года численность лиц, имеющих право на лекарственное обеспечение, составляла:

-      по «федеральной льготе» - 156 080 человек;

-      по «региональной льготе» - 499 014 человек

Все они были обеспечены необходимыми лекарственными препаратами.

Вопрос про дефицит лекарств задала фракция «Коммунистическая партия Российской Федерации». Я полагаю, что неделю назад Председатель комитета по здравоохранению Дмитрий Геннадьевич Лисовец исчерпывающе на него ответил. К тому же буквально позавчера пришла информация о том, что один из препаратов для щитовидной железы опять появился в аптеках.

Планируете ли Вы осуществлять мониторинг ситуации с обеспечением жителей Санкт-Петербурга жизненно необходимыми лекарствами и какие мероприятия планируете осуществить для профилактики возникновения их дефицита?

Мы постоянно ведем мониторинг ситуации с лекарственным обеспечением, как по данным, размещаемым на официальных сайтах органов государственной власти, так и в средствах массовой информации. Кроме того, оценивать ситуацию помогают поступающие в Аппарат обращения граждан. По каждому такому обращению работаем индивидуально – запрашиваем информацию в Комитете по здравоохранению, разъясняем права граждан, в том числе имеющиеся возможности по замене лекарственных препаратов, в случае необходимости.

***

По данным Благотворительной организации «Ночлежка», в Санкт-Петербурге проживают около 50 тысяч бездомных людей.

По состоянию на 1 января 2022 года на учете в «Центре учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства» состояло 3 477 человек.

019.JPG

В марте 2021 года Уставный суд Санкт-Петербурга признал несоответствующим городскому Уставу требование о наличии у бездомных регистрации как условия постановки на учет для получения мер социальной поддержки на территории Санкт-Петербурга. Уполномоченный также высказывал свою позицию в ходе рассмотрения этого вопроса. Сам факт проживания может быть подтвержден не только данными регистрационного учета, но и судебными решениями, однако установление судом такого юридического факта не принималось во внимание.

Фактически с этого момента Центр ставит на учет всех жителей Санкт-Петербурга, не имеющих регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, независимо от того, в каком субъекте у гражданина была последняя регистрация по месту жительства. Такие граждане теперь вправе получать меры социальной поддержки из городского бюджета.

Но вопрос реализации законных прав и интересов людьми, не имеющими регистрации, необходимо решать не в масштабах одного субъекта, а на федеральном уровне. Надо сказать, что Петербург в этом плане впереди России всей.

В 2021 году в Санкт-Петербурге для бездомных функционировали:

16 структурных подразделений комплексных центров социального обслуживания, подведомственные администрациям районов, – на 345 мест, в том числе дополнительно на зимний период – 37 мест. Специализированные отделения отсутствуют в Выборгском и Колпинском районах.

- 1 отделение ночного пребывания СПб ГКУ «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства» - на 25 мест;

- 10 пунктов (палатки и стационарные помещения) обогрева с ночлегом в период холодов (с 15 октября по 15 апреля) – 289 мест. Ночной обогрев не организован в Красносельском районе.

Я начала свою работу с объезда пунктов обогрева для бездомных. Больше всего меня удивил пункт, в котором клиентам предлагалось провести ночь на жестких стульях. Есть проблемы с двухразовым горячим питанием. В большинстве пунктов завтрак обеспечивается за счет благотворителей.

Главный же вывод после посещения всех без исключения временных палаток обогрева – это необходимость постепенной замены их на быстровозводимые модульные сооружения.

***

В 2021 году в Совете Федерации при участии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации был разработан проект федерального закона, предусматривающий наказание до 10 лет лишения свободы за применение пыток к задержанным и осужденным со стороны сотрудников правоохранительных структур. В зaконопроекте дано более четкое определение пытки, сoответствующее Конвенции против пыток и других жестoких, бесчеловечных или унижающих дoстоинство видов обращения и нaказания. Пытки фигурируют в законопроекте как самостоятельный состав преступления, предусматривается ужесточение уголовной ответственности за их совершение для должностных лиц. В конце декабря 2021 года законопроект о противодействии пыткам внесен в Государственную Думу.

У нас же впервые за последние годы число поступивших обращений от заключенных и в их защиту снизилось - 327 обращений по сравнению с 405.

020.JPG

Почти половина из них – это жалобы на судебные решения, действия следственных и правоохранительных органов. Далее идут жалобы на неоказание медицинской помощи, просьбы об оказании юридической помощи.

В истекшем году в силу обстоятельств, связанных с соблюдением в учреждениях УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ограничительных мер и противоэпидемической безопасности, Уполномоченным было проведено всего два приема заключенных, содержащихся в СИЗО-1 и один прием отбывающих наказание в Исправительной колонии № 6.

***

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

На уровне национального законодательства в целях защиты уникальной культурной агломерации, которой является Санкт-Петербург, город наделен статусом исторического поселения федерального значения.

021.JPG

Уполномоченный в течение нескольких лет добивался утверждения предмета охраны и границ исторического поселения, неоднократно указывал, в том числе в рекомендациях Минкультуры России, на необходимость принятия нормативного правового акта, который закрепит границы и предмет охраны исторического поселения Санкт-Петербург.

В октябре 2020 Минкультуры России издан Приказ «Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Санкт-Петербург», в 2021 году – приказ прошел экспертизу Минюста России и начал действовать.

Завершение многолетней работы стало важной вехой в истории петербургской градозащиты: приказ позволил увеличить расстояние охраняемых городских видов и панорам до 10 км. Высота новых строительных объектов теперь должна рассчитываться, исходя из сохранения исторически ценных панорам. Также статус исторического поселения можно рассматривать как дополнительный механизм защиты исторических зданий, которые включены в предмет охраны.

Закон «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» отличается строгостью и высоким уровнем проработки. Любая градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в границах зон охраны осуществляется исходя из презумпции сохранности объектов культурного наследия, исторических зданий, а также ценных элементов планировочной и ландшафтно-композиционной структуры. Таким образом, под охраной на сегодняшний день находятся не только объекты культурного наследия, но и многочисленные исторические здания нашего города.

Однако все преимущества действующего регионального законодательства могут быть нивелированы в случае закрепления практики внесения в градозащитные нормативные правовые акты изменений, изымающих из-под охраны участки и здания, необходимые для реализации тех или иных проектов. И я рада, что эта тема регулярно обсуждается здесь, в Законодательном собрании. Собственно, вопрос от фракции Партии «Справедливая Россия» тоже об этом свидетельствует.

«Фиксируются случаи нарушения права граждан на выявление объектов культурного наследия, предусмотренного пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». По нашему мнению, КГИОП злоупотребляет правом удовлетворять или отклонять такие заявления независимо от того, насколько они проработаны, в том числе и заявления, составленные аттестованными экспертами. В последнее время еще и появилась практика возвращать заявления без рассмотрения под предлогом, что они неправильно оформлены или недостаточно объемные исследования. Уже снесены СКК, готовятся к сносу Ленэкспо, ЛДМ, ВНИИБ… Какие шаги Вы намерены предпринять?»

Я считаю, что эффективное развитие нашего города должно отталкиваться от необходимости сохранения культурного наследия.

Именно поэтому не далее, чем в минувшую пятницу, 25 марта, в офисе Уполномоченного с участием заинтересованных сторон состоялась дискуссия о судьбе территории Охтинского мыса, о перспективах сохранения культурно-исторических артефактов древнего поселения на территории нашего города. Спасибо Борису Лазаревичу Вишневскому за эту инициативу.

Важной задачей является развитие нашего взаимодействия с КГИОП Санкт-Петербурга как главной контролирующей инстанцией в этой сфере.

Возможно, полезным будет вернуться к опыту минувшего десятилетия, когда в нашем городе существовала вполне эффективная практика деятельности согласительных рабочих групп с участием представителей градозащитного сообщества и администрации Санкт-Петербурга, депутатов законодательного Собрания, представителей ВООПИК, ЭКОМ, движения «Живой город». На заседаниях группы вырабатывались рабочие решения по наиболее конфликтным и резонансным проблемам, связанным с охраной историко-культурного наследия.

Еще одной проблемой в области сохранения исторического и культурного наследия является наличие в городе большого количества бесхозяйных памятников. Уполномоченный неоднократно указывал на то, что такие памятники, не будучи учтенными в Реестре собственности Санкт-Петербурга, являются наиболее уязвимыми для воздействия негативных факторов, в том числе вандализма.

022.JPG

С 2013 по 2020 годы Комитетом по благоустройству и администрациями районов на территории Санкт-Петербурга было выявлено 2 514 бесхозяйных объектов, учтено КИО в Реестре собственности Санкт-Петербурга 142 объекта (5,6 %). Причиной столь низких темпов инвентаризации, определения имущественно-правового статуса выявленных объектов внешнего благоустройства и их учета в Реестре собственности Санкт-Петербурга, по оценкам Администрации Санкт-Петербурга, являются сложность предусмотренных законодательством процедур, занимающих, как правило, 3 года и недостаток финансирования.

***

Правовое просвещение. В принципе, это наша ежедневная работа – ответы на вопросы граждан и консультации во время приемов. Актуальная информация о формах и методах реализации и защиты прав человека, о работе Уполномоченного с жалобами конкретных людей и содействии в решении правозащитных проблем на системном уровне размещается на официальном сайте ombudsmanspb.ru и сообществах в социальных сетях.

В июле 2021 года был издан и размещен на официальном сайте омбудсмена справочник «Право граждан на бесплатную юридическую помощь».

По информации Минюста России, из тех, кто имеет право на бесплатную юридическую помощь (около 30 млн жителей страны), реализуют такую возможность лишь 2%. Справочник Уполномоченного призван повысить эту статистику в Петербурге.

Ключевым проектом Уполномоченного по развитию у молодежи интереса к изучению актуальных вопросов правозащиты является Санкт-Петербургский студенческий конкурс «Права человека». Победители ежегодно награждаются в рамках общегородских мероприятий, приуроченных к Международному дню прав человека.

За девятилетнюю историю конкурса в нем участвовало уже более трех тысяч студентов из тридцати петербургских вузов.

023.JPG

Самых активных студентов мы планируем пригласить в Молодежный совет при Уполномоченном, чтобы молодое поколение принимало участие в совершенствовании законодательства о правах и свободах человека.

В заключении вопрос от фракции ЛДПР: В нашем городе большое количество НКО различной направленности (культурные, социальные, градозащитные, экологические и др.), защищающие права своих членов, не считаете ли Вы целесообразным выделить в своём аппарате человека, который выстроит активную работу с этим сообществом?

Взаимодействие с НКО – важная составляющая в деятельности Уполномоченного, так как некоммерческий сектор призван решать не только социальные проблемы горожан, но и способствовать развитию гражданского общества. В настоящее время сотрудники аппарата активно работают с некоммерческим сектором – каждый по своему направлению деятельности, тем самым обеспечивая наиболее полное, профессиональное и всестороннее рассмотрение проблемных вопросов. Но насчет специально обученного сотрудника Аппарата в перспективе можно подумать.

Уважаемые депутаты, хочу еще добавить, что с нового года возобновлен очный прием граждан, как сотрудниками Аппарата, так и Уполномоченным.

А завершить свое выступление я хочу известной молитвой немецкого богослова Карла Фридриха Этингера. Это сейчас может быть и не в тренде, но он жил в 18 веке. Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить; дай мне мужество изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость отличить одно от другого.

Спасибо за внимание».




Архив новостей
Права человека и глобальные цели устойчивого развития: обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте

00:00