Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Александр Шишлов предлагает ЦИК России не проводить в Санкт-Петербурге многодневное голосование

25 июня 2021

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов обратился к председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Элле Памфиловой с предложением не распространять на Санкт-Петербург действие постановления ЦИК о голосовании на сентябрьских выборах в течение нескольких дней подряд. Омбудсмен также направил поправки к принятому Центризбиркомом за основу проекту положения о проведении трехдневного голосования, целью которых является снижение рисков фальсификаций и злоупотребления административным ресурсом.

Решение Центризбиркома о проведении голосования на выборах депутатов Государственной Думы, а также на иных выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд (17, 18 и 19 сентября), было принято, несмотря на предыдущий негативный опыт проведения многодневного голосования и доводы экспертов, в т.ч. петербургского омбудсмена, об угрозе нарушений избирательных прав и потери контроля со стороны ЦИК России за чистотой выборов.

По мнению Александра Шишлова, при нынешнем состоянии избирательной системы Санкт-Петербурга, которое неоднократно оценивалось ЦИК как неудовлетворительное (подробнее в Докладе Уполномоченного за 2020 год, раздел «Право на участие в управлении делами государства»), многодневное голосование создает дополнительные возможности для фальсификаций и злоупотребления административным ресурсом.

Уполномоченный считает, что проведение многодневного голосования ставит под угрозу как гарантии реализации в Санкт-Петербурге избирательных прав, так и легитимность предстоящих выборов, доверие граждан к их результатам.

«В сложившихся условиях представляется, что решение о проведении многодневного голосования
в отдельных субъектах Российской Федерации может приниматься дифференцированно, с учетом возможностей и особенностей избирательной системы региона, - отмечается в обращении Александра Шишлова к Элле Памфиловой. - Такой дифференцированный подход уже применялся ЦИК России, в частности, при распространении практики дистанционного электронного голосования. <…> На выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года, оно будет проводиться только в семи субъектах Российской Федерации (Санкт-Петербург в их число ЦИК России не включен)».

Омбудсмен предлагает Центризбиркому дополнить Постановление от 18.06.2021 № 11/87-8 положением, в соответствии с которым действие данного постановления не будет распространяться на отдельные субъекты Российской Федерации, в которых проведение многодневного голосования ставит под угрозу гарантии реализации избирательных прав, в частности, на Санкт-Петербург.

Принятый ЦИК за основу проект положения об особенностях трехдневного голосования, по оценкам Александра Шишлова, не гарантирует неприкосновенность результатов волеизъявления граждан. В связи с этим омбудсменом подготовлены поправки в данное положение, направленных на предупреждение нарушений избирательных прав.

Уполномоченный рекомендует ЦИК России:

  • исключить возможность проведения голосования 17 и 18 сентября вне помещения для голосования (в соответствии с проектом голосование 17, 18 и 19 сентября проводится как на избирательном участке, так и вне помещения для голосования);

  • возложить на УИК обязанность в каждый из дней голосования осуществлять работу в правомочном для принятия решений составе (в проекте не указано, в каком количественном составе УИК может проводить голосование 17 и 18 сентября);

  • установить сроки передачи и опубликования информации об общем количестве избирателей, получивших избирательные бюллетени (в проекте не установлены сроки передачи 17 и 18 сентября информации об общем количестве избирателей, получивших избирательные бюллетени, по состоянию на отчетное время и сроки передачи этой информации в вышестоящие избирательные комиссии с использованием ГАС «Выборы»; не установлены также сроки размещения этой информации на официальном сайте ЦИК России и соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации);

  • установить обязанность использования сейф-пакетов в качестве стандартизированного средства хранения избирательной документации (согласно пункту 3.12 проекта сохраняется возможность хранения бюллетеней граждан, проголосовавших 17 и 18 сентября, в стационарных ящиках для голосования, что не гарантирует неприкосновенность бюллетеней);

  • обеспечить стандартизацию сейф-пакетов и контроль ЦИК за их изготовлением и распределением;

  • установить обязанность осуществления видеонаблюдения (в случае его отсутствия – видеорегистрации) за хранением сейф-пакетов и перемещением в них бюллетеней из ящиков для голосования (нормы, установленное пунктами 3.7 и 3.8 проекта, носят рекомендательный характер; ответственность комиссий за отсутствие видеонаблюдения, перемещение бюллетеней вне зоны видеонаблюдения не установлена);

  • установить правовые последствия нарушения неприкосновенности бюллетеней: в случае наличия повреждений или иных нарушений целостности сейф-пакета или индикаторной ленты, а также расхождения номера сейф-пакета и номера, указанного в соответствующем акте, все бюллетени в данном сейф-пакете решением участковой комиссии признавать недействительными (в соответствии с пунктом 4.3 проекта факты нарушения неприкосновенности бюллетеней лишь «подлежат незамедлительному рассмотрению» УИКом с составлением соответствующего акта и информированием ТИКа).

Архив новостей

00:00