Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

В новый состав ОНК не вошли представители ведущих правозащитных организаций Петербурга

24 октября 2016

24.10.2016

Общественная палата Российской Федерации опубликовала новый состав Санкт-Петербургской общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (ОНК), в который вошли 25 человек.  Из 18 кандидатов, рекомендованных Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге Александром Шишловым,  членами ОНК стали 12 человек.  

Предложения Уполномоченного были подготовлены в соответствии с методическими рекомендациями Общественной палаты Российской Федерации по выдвижению кандидатов в члены ОНК. Срок полномочий ОНК Санкт-Петербурга третьего созыва истекает 31 октября 2016 года. С 31 мая по 18 октября 2016 года в офисе петербургского омбудсмана проводились консультации и обучение для желающих принять участие в работе ОНК на ближайшие три года.  

Большинство рекомендаций Александра Шишлова было поддержано Общественной палатой Российской Федерации. В новый состав ОНК вошли представители общественных организаций «АЗАРИЯ», «Возвращение», «Имена+»,  «Наше Отечество», «Ночлежка», «Позитивный диалог», петербургского регионального отделения «Российского Красного Креста» и др.

В то же время вызывает недоумение, почему не были поддержаны рекомендованные Уполномоченным кандидаты, которых выдвинули правозащитные организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга», «Мемориал» и «Гражданский контроль».  Уставной целью и направлением деятельности этих НКО является содействие защите прав и свобод человека и гражданина, что полностью соответствует требованиям п.2 ст.10 Федерального закона Российской Федерации от 10 июня 2008 года №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

При этом в состав петербургской ОНК были включены представители общественных организаций, не являющихся правозащитными, что противоречит квалификационным требованиям, установленным законом (общественная организация содействия культурному развитию и социализации молодежи «Центр "Курс"», региональная молодежная общественная организация «Союз молодых предпринимателей», региональная детская общественная организация «Шахматный клуб «Петровская ладья» и др.).

Вызывает обеспокоенность и тот факт, что в состав ОНК четвертого созыва вошли люди, которые состояли в ОНК третьего созыва, но не участвовали в ее работе.

 «Надеюсь, что новый состав ОНК Санкт-Петербурга будет работать более эффективно, чем предыдущий. Со своей стороны мы открыты к сотрудничеству с ОНК в сфере защиты прав людей, содержащихся под стражей», – отметил Александр Шишлов.

***

Основными формами деятельности ОНК являются:

1) посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;

2) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;

3) подготовка решений по результатам проведения общественного контроля. Решения общественной наблюдательной комиссии носят рекомендательный характер;

4) направление материалов по итогам осуществления общественного контроля Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в соответствующем субъекте Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации, общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, в администрации мест принудительного содержания, общественные объединения, выдвинувшие кандидатов в члены общественной наблюдательной комиссии, средства массовой информации, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в иные компетентные государственные органы или их должностным лицам;

5) направление Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий материалов по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав находящихся в местах принудительного содержания несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений;

6) взаимодействие по вопросам, относящимся к деятельности ОНК, с органами государственной власти Российской Федерации, государственными органами, не являющимися органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, средствами массовой информации, общественными наблюдательными комиссиями, образованными в других субъектах Российской Федерации, и иными субъектами по своему усмотрению.

Правом на выдвижение кандидатур в состав ОНК обладает общероссийское, межрегиональное или региональное общественное объединение, имеющее государственную регистрацию, осуществляющее свою деятельность не менее пяти лет со дня его создания, уставной целью или направлением деятельности которого является защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина. Руководящий коллегиальный орган общественного объединения может выдвинуть не более двух кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии.

Не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав ОНК общественные объединения, которым в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" вынесено предупреждение в письменной форме о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, в течение одного года со дня вынесения предупреждения, если оно не было признано судом незаконным, а также общественные объединения, деятельность которых приостановлена в соответствии с указанным Федеральным законом, если решение о приостановлении не было признано судом незаконным.

Членом ОНК может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет и имеющий опыт работы в области защиты прав граждан. Члены общественной наблюдательной комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Членом ОНК не может быть лицо, имеющее судимость либо признанное решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным. Одно и то же лицо не может быть назначено членом ОНК одного субъекта Российской Федерации более трех раз подряд.

Членами ОНК не могут быть адвокаты, сотрудники органов прокуратуры, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления.


Архив новостей

00:00