«Защита прав граждан при проведении публичных мероприятий»: выступление Александра Шишлова перед руководителями подразделений ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

11.08.2017

 

10 августа в Культурном центре ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области состоялось рабочее совещание – семинар  руководителей подразделений ведомства, посвященное вопросам обеспечения правопорядка во время проведения массовых публичных мероприятий. В мероприятии принял участие Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов, который является одним из инициаторов обсуждения правоохранительными структурами и государственными правозащитниками проблем, выявленных в ходе массовых акций 12 июня 2017 года.

 

Занятие для начальников территориальных органов и отделов полиции, руководителей подразделений ЦОПАЗ, УОД, Центра «Э», ОУ провели заместители начальника полиции  Виктор Подколзин и  Андроник Джаладьянц. Перед собравшимися выступили петербургский омбудсман Александр Шишлов и его советник Константин Шарыгин.

Александр Шишлов отметил, что не разделяет позицию об обоснованности жестких силовых действий по пресечению несогласованного митинга 12 июня, последующих административных задержаний до 48 часов и судебных решений об административном аресте сотен людей.

«Очевидно, что в части судебных решений история не закончена, и будет предметом рассмотрения не только в городском суде, но и в других судебных инстанциях, в т.ч. Верховном Суде РФ и Европейском суде по правам человека. И, что не менее важно, эта ситуация является предметом рассмотрения в Совете по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте России, который готовит доклад для главы государства по проблемам реализации свободы собраний. Соответствующие материалы по Санкт-Петербургу представит и аппарат Уполномоченного. Поэтому правильно, что сегодня организован такой семинар, и мы имеем возможность высказать свои наблюдения и рекомендации», – сказал омбудсман.

По мнению Александра Шишлова, события 12 июня вновь показали, что самоустранение органов власти от обязанности содействовать реализации прав, гарантированных статьей 31 Конституции России, фактически провоцирует людей с активной гражданской позицией на проведение несогласованных акций, разрушает уважение к закону, подрывает доверие к государству.

«Это еще раз подтверждает необходимость изменений в правоприменительной практике и законодательстве о митингах, исключающих произвольное применение запретительных норм и обеспечивающих реализацию конституционного права на свободу мирных собраний. Я уже предложил провести в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга парламентские слушания по этой теме, в т.ч. по  созданию и использованию специально отведенных мест для публичных мероприятий, т.н. «гайд-парков». Они нужны в центре города и должны использоваться по прямому назначению, а не для организации иных мероприятий. Не следует искать надуманные предлоги для отказа в согласовании публичных акций,  предлагать организаторам заведомо неприемлемые, зачастую издевательские варианты. Тогда и полиции будет легче работать, уменьшится необходимость в отвлечении больших сил и средств от важнейших задач по противодействию преступности», – подчеркнул Александр Шишлов.

Уполномоченный призвал сотрудников правоохранительных органов отличать мирных участников несогласованного публичного мероприятия от тех, кто преследует иные цели, от хулиганов, экстремистов и провокаторов, напомнив, что согласно позициям Конституционного суда РФ и Европейского суда по правам человека, ответственность за нарушение порядка проведения публичных мероприятий должна наступать только в тех случаях, когда их проведение создало реальную угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью как участников, так и других лиц. 

Александр Шишлов привел примеры устоявшейся за последние годы практики эффективного обеспечения полицией общественного порядка во время публичных мероприятий, в т.ч. стихийных или несогласованных по надуманным предлогам (в 2017 году – акций за сохранение музейного статуса Исаакиевского собора, прошедших 13 и 28 января, шествия памяти Бориса Немцова 26 февраля и др.), отметил высокопрофессиональную работу сотрудников полиции в связи с  футбольным матчем «Зенит-Спартак» 6 августа.

Уполномоченный с сожалением констатировал, что 12 июня на Марсовом поле жесткие, силовые методы применялись и к тем, кто фактически в акции не участвовал (не имел плакатов, не выкрикивал лозунги), а зачастую и вообще не имел отношение к непосредственному участию в несогласованном митинге – к случайным прохожим, журналистам, наблюдателям, среди которых были члены СПЧ и депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Массовые задержания, не обусловленные необходимостью, закономерно привели, по оценкам омбудсмана, к другой проблеме – невозможности объективно, своевременно и в соответствии с законом оформить протоколы об административном задержании и правонарушении: военнослужащие Росгвардии передавали задержанных на Марсовом поле граждан сотрудникам полиции, при этом какие-либо рапорты, судя по имеющимся данным, ими не составлялись. В результате в отделах полиции не имелось каких-либо конкретных данных о фактических обстоятельствах задержания.

Александр Шишлов отметил, что эти и другие проблемы были признаны на недавнем совещании командования войск Росгвардии по Северо-Западному федеральному округу с представителями СПЧ, и что необходимо внесение изменений, в частности, в приказ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 03.04.2012 № 155 «О совершенствовании деятельности по обеспечению правопорядка при проведении на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области отдельных публичных мероприятий».

Несмотря на то, что  положениями части 1 статьи 27.3 и части 1 статьи 27.6 КоАП РФ установлено, что административное задержание может быть применено лишь в исключительных случаях, эта мера обеспечения (задержание на срок до 48 часов) применялась практически повсеместно. При этом сотням задержанных физически не могли быть обеспечены надлежащие условия содержания в отделах полиции.

В аппарате омбудсмана также вызывает вопросы практика «двойной квалификации» правонарушений за участие в несогласованном публичном мероприятии и неподчинение требованиям сотрудников правоохранительных органов о прекращении участия в указанных мероприятиях. Задержанным 12 июня было назначено наказание по административным правонарушениям, предусмотренным  частью 2 статьи 20.2 и частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ. Однако в соответствии с положениям пункта 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность, а не самостоятельным административным правонарушением (за исключением случаев, если указанное обстоятельство предусмотрено в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения). Согласно позиции Генеральной прокуратуры РФ* одновременная квалификация содеянного по части 2 статьи 20.2 и по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ может повлечь неоднократное привлечение граждан к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение, что запрещено законом (часть 5 статьи 4.1. КоАП РФ).

Советник Уполномоченного Константин Шарыгин представил собравшимся анализ конкретных нарушений прав задержанных в ряде отделов полиции и в Специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке, выявленных в ходе проверок представителей омбудсмана и Санкт-Петербургской общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.


В заключение встречи Александр Шишлов поблагодарил руководство ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области за открытость к столь сложному и нелицеприятному разговору, и выразил готовность к дальнейшему взаимодействию в сфере обеспечения права граждан на свободу мирных собраний: «Как граждане нашей страны, как жители нашего города, мы можем соглашаться или не соглашаться с позицией, выражаемой участниками тех или иных митингов. Но наш долг – выполнять закон, защищать права граждан и уважать человеческое достоинство».


 * Вышеуказанная позиция по квалификации правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 20.2 и ч. 1. ст. 19.3 КоАП РФ была сформулирована в письме Генеральной прокуратуры РФ от 20.04.2012 № 72/1-889-12.

Читать все >>
Подписаться на новости
ОК
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс