COVID-19: как «виртуальный чиновник» отказывал в установлении единовременной выплаты на ребенка

29.07.2020

Эпидемическая обстановка в стране и связанные с ней карантинные мероприятия побудили государство назначить единовременные выплаты, чтобы поддержать уязвимые категории граждан. Однако порой требуется проявить завидную настойчивость и приложить немалые усилия, чтобы доказать, что ты относишься к тем самым «незащищенным слоям населения», достойным государственной помощи. На пути нуждающихся встает привычный бюрократический фильтр – «чиновники в кабинетах». Тут нечего и думать, что кто-то незаслуженно получит бюджетную копейку. Но вот Анне М. довелось столкнуться с преградой посерьезнее. С мизантропическим упорством ей отказывали в выплате… программные сервисы портала Госуслуг.

Будучи человеком современным и продвинутым, Анна решила воспользоваться порталом Госуслуг, чтобы подать заявление о предоставлении единовременной выплаты на шестилетнего сына. Руководствуясь инструкцией, сформировала пакет документов и направила его в Пенсионный фонд. Через несколько дней ее уведомили об отказе. Причина - недостоверные сведения. Анну это удивило, так как она регулярно пользуется порталом Госуслуг. Все документы, приложенные ею к заявлению, давно загружены в систему, и действия с ними в этом сервисе уже неоднократно совершались.

Решив, что это просто какой-то сбой, Анна внимательно проверила загруженные данные и еще раз сформировала заявление. В ответ снова получила отказ все с той же формулировкой о недостоверных сведениях.

Понимая, что виртуального оппонента ей не переубедить, Анна обратилась в Пенсионный фонд, описав возникшую проблему. Ей сообщили, что для разрешения ситуации необходимо лично посетить районное отделение. Это вселяло определенные надежды – все-таки с живым человеком решать вопросы легче, хотя бы объяснят, что не так. Заявительница пришла на прием, взяв с собой необходимые документы.

Сотрудница Пенсионного фонда, изучив предоставленные бумаги, объяснить причины отказа не смогла. Более того, она проверила поданные Анной электронные заявления и никаких ошибок в них не обнаружила. В присутствии Анны она отсканировала документы и сформировала новое заявление на портале Госуслуг. Через несколько дней поступил ответ. Увы, бездушный «виртуальный чиновник» был непреклонен и подобно известному режиссеру снова ответил: «Не верю!»

Продолжать препирательства с «искусственным интеллектом» и Пенсионным фондом Анна не стала и обратилась за помощью к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Александру Шишлову.

После вмешательства омбудсмена по заявлению Анны об установлении единовременной выплаты было принято положительное решение. В ведомстве Уполномоченному объяснили, что причиной «отказа» являются «технические недоработки программных сервисов». Дело в том, что все поданные документы должны быть проверены для того, чтобы выплату не получил тот, кто не имеет на нее право. Например, граждане, лишенные родительских прав. И чтобы мать и отец, подав заявление каждый от себя, не получили выплату на одного ребенка дважды. Эту проверку и доверили электронным системам, чтобы ускорить процесс и разгрузить специалистов. Однако в программные коды вкралась ошибка, которая и стала причиной того, что документы Анны система сочла недостоверными.

В Отделении Пенсионного фонда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александра Шишлова заверили, что готовы в индивидуальном порядке рассматривать заявления граждан, которые получили отказ в установлении единовременной выплаты на портале Госуслуг. Это обещание можно принять как руководство к действию. Однако, учитывая опыт Анны М., которой личное обращение в ведомство не помогло, следует добавить, что все, кто считает свои права на получение дополнительных мер государственной поддержки нарушенными, могут рассчитывать на содействие в их защите петербургского омбудсмена.

***

Для снижения рисков распространения коронавирусной инфекции аппарат Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге временно перешел на дистанционную форму работы с заявителями. Приостановлен очный прием, за исключением случаев, когда требуется незамедлительная правовая помощь, которую нельзя оказать удаленно.

Согласовать удобную для заявителя форму дистанционной работы можно по телефону +7(812)241-46-77, а также по электронной почте mail@ombudsmanspb.ru или в переписке на официальной странице Уполномоченного в социальной сети Facebook.

Правовую консультацию можно получить через форму «Вопрос-ответ» на сайте ombudsmanspb.ru.

Совместно с Международной правозащитной группой «Агора» Уполномоченный проводит совместную электронную линию правовой помощи гражданам в условиях ограничительных мер по противодействию распространению COVID-19.

Подать Уполномоченному заявление можно:

- через специальный раздел на сайте ombudsmanspb.ru;

- по электронной почте mail@ombudsmanspb.ru.

Обращение можно также отправить по почте (190900, Санкт-Петербург, BOX1137), однако для снижения риска заражения коронавирусной инфекцией просим использовать почтовый способ подачи заявления лишь в крайнем случае, когда нет возможности сделать это в электронной форме.

25.07.2020
Александр Шишлов в программе «Открытая студия» об изменении избирательного законодательства, доверии к выборам и соблюдении права на участие в управлении делами государства >>
17.07.2020
Ольга Штанникова в программе «Вечер трудного дня» на телеканале 78 о вопросах гендерного неравенства >>
14.07.2020
Александр Шишлов в программе «Итоги дня» на телеканале 78 о горячей линии для сообщений о возможных нарушениях прав медицинских работников в условиях эпидемии коронавируса >>
19.06.2020
Александр Шишлов на «НТВ-Петербург» о недопустимости принудительного голосования по поправкам в Конституцию РФ >>
11.06.2020
О предложениях по доработке новой редакции закона «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге». Александр Шишлов в программе «Итоги дня» на телеканале 78 >>
04.06.2020
Петербургский омбудсмен Александр Шишлов в интервью «Фонтанке» о соблюдении прав граждан в период коронавируса >>
04.06.2020
Александр Шишлов в программе «Итоги дня» на телеканале 78 о проблемах, с которыми сталкиваются петербуржцы в условиях распространения коронавирусной инфекции >>
Читать все >>
Подписаться на новости
ОК
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс