Александр Шишлов представил в Законодательном Собрании Доклад о соблюдении прав и свобод в Санкт-Петербурге

25.03.2015

Сегодня Александр Шишлов представил в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека и соблюдении прав и свобод в нашем городе в 2014 году.


Александра Шишлова пришли послушать Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов, председатель Общественной палаты Санкт-Петербурга Николай Буров, члены Консультативного совета при Уполномоченном – режиссер и общественный деятель Александр Сокуров, член общественной правозащитной организации «Гражданский контроль» Юрий Вдовин, вице-президент международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Игорь Кучеренко, исполнительный директор экологического правозащитного центра «Беллона» Николай Рыбаков, президент Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия» Александр Сунгуров, член Санкт-Петербургской общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Владимир Шнитке, члены Правозащитного совета Санкт-Петербурга, руководители ведущих неправительственных организаций и др.


В 2014 году наибольшее количество обращений к Уполномоченному, как и в предыдущие годы, касалось соблюдения социально-экономических прав. По-прежнему высокой была доля жалоб на деятельность государственных, в том числе правоохранительных органов. Обострились проблемы, связанные с реализацией права на участие в управлении делами государства и права на объединение. Важной позитивной тенденцией стало усиление внимания государственных органов к проблемам реализации прав граждан с ограниченными возможностями здоровья.


На ситуацию в правозащитной сфере в Санкт-Петербурге в минувшем году оказало влияние обострение социально-политической обстановки в стране. Действия, предпринятые в связи с событиями в Украине, и их отражение в СМИ привели к резкой поляризации взглядов, росту настроений ненависти, взаимной нетерпимости и агрессии между сторонниками различных позиций. Это не способствовало привлечению общественного внимания к конституционным принципам правового государства, высшей ценности прав и свобод человека.


В своем выступлении Александр Шишлов отметил, что обеспокоенность проблемами защиты прав человека разделяет и Президент России. 2 января 2015 года Владимир Путин внес на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации законопроекты о внесении изменений в федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и в отдельные федеральные законы. Законодательная инициатива Президента направлена на развитие системы государственной правозащиты, расширение функций и укрепление статуса федерального и региональных уполномоченных по правам человека.  Вечером 25 марта Государственная Дума рассмотрит законопроекты во втором чтении. После того, как законопроекты пройдут необходимые стадии рассмотрения и вступят в законную силу, потребуется привести в соответствие с ними региональное законодательство об уполномоченных по правам человека, в том числе Закон Санкт-Петербурга «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге».


Основные направления работы Уполномоченного задают обращения граждан – письменные обращения и обращения, поступившие в ходе личного приема, специальных тематических приемов, приемов, которые ведут общественные помощники омбудсмана в Кронштадтском и Василеостровском  районах, «горячих линий». По сравнению с предыдущим годом почти вдвое возросло число обращений по электронной почте и через систему подачи заявлений на сайте.


Наибольшее количество поступивших письменных обращений – 23,2 %, как и в прошлые годы, затрагивает реализацию жилищных прав граждан (в 2012 г. – 22,8 %, в 2013 г. – 23,0 %).

Жалобы на работу правоохранительных органов и прокуратуры содержатся в 11,9 % обращений. Этот показатель по сравнению с прошлогодним уменьшился на треть (18,0%).

Количество обращений, поданных в защиту прав призывников, не изменилось.

Уменьшилось количество обращений по вопросам проведения публичных мероприятий (2,3 % – в 2013 году, 0,4 % – в 2014 году).

Количество обращений, касающихся работы избирательной системы и проведения выборов, увеличилось (0,1 % – в 2013 г. до 1,4 % в 2014 г.).


Оценивая ситуацию в правозащитной сфере, Александр Шишлов сказал: «Бытует мнение, что главной причиной существующих в нашем обществе проблем является несовершенство законодательства, а главным способом решения проблем – принятие новых законов, причем, как правило – вводящих новые запреты и ограничения.

Безусловно, есть такие проблемы, которые требуют законодательных изменений. Однако наш анализ показывает, что во многих случаях действующее законодательство предоставляет достаточно возможностей для защиты и реализации прав человека, и многие подтвердившиеся случаи нарушения прав обусловлены иными системными причинами, которые можно разделить на три группы.

Первая из них – неисполнение закона и неэффективный контроль за соблюдением государственными и муниципальными органами, должностными лицами действующего законодательства.

Вторая причина - отсутствие или недостаток у граждан информации – как правовой, так и справочной – о деятельности органов государственной власти, местного самоуправлений, государственных и муниципальных органов.

И третья – слабое взаимодействие государственных органов и гражданского общества, невостребованность гражданских инициатив».

Право на жилище


Реализация права на жилище традиционно остается самой проблемной областью, судя по количеству обращений. Наибольшая часть обращений связана с улучшением жилищных условий.

Большинство подтвердившихся случаев нарушения жилищных прав, как показывает анализ, связано не с недостатками законодательства и даже не всегда – с недостатком бюджетных ресурсов.

Многие нарушения прав граждан при постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений происходили вследствие сложившейся в органах исполнительной власти практики применения жилищного законодательства, противоречащей положениям Жилищного Кодекса Российской Федерации, что подтверждено результатами прокурорских проверок. Чаще всего нарушения касались определения жилищной обеспеченности членов семьи заявителей.

Так, при определении жилищной обеспеченности членов семьи нанимателя или собственника жилого помещения уполномоченные органы исполнительной власти в ряде случаев принимали необоснованные решения, препятствующие постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, в случае наличия в собственности граждан нескольких жилых помещений или в случае права долевой собственности на жилое помещение, принадлежавшей разным членам семьи).

По мнению Александра Шишлова, для предупреждения подобных нарушений Жилищному комитету Санкт-Петербурга необходимо разработать методические указания для администраций районов Санкт-Петербурга, исключающие произвольное толкование норм жилищного законодательства по определению жилищной обеспеченности граждан при решении вопроса о постановке их на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. «Здесь нет необходимости менять закон, надо лишь исполнять его – единообразно и последовательно», – подчеркнул омбудсман.

При этом возникающие новые проблемы потребуют новых механизмов решения. Это относится, например, к защите жилищных прав граждан, взявших ипотечный кредит в иностранной валюте.

Право на свободу, личную неприкосновенность, уважение достоинства личности

Второе место по количеству обращений граждан к Уполномоченному занимают жалобы, связанные с нарушением прав на свободу, личную неприкосновенность, уважение достоинства личности. Повторяются случаи превышения должностных полномочий сотрудниками правоохранительных органов, совершенного с применением насилия, необоснованных отказов в возбуждении уголовного дела в подобных случаях.

Сферой особого внимания являются места принудительного содержания.

В 2014 году к Уполномоченному поступило 134 обращения от людей, содержащихся в учреждениях Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в том числе с жалобами на условия содержания.

Своевременное направление обращений заключенных в компетентные органы и сохранение конфиденциальности являются важнейшими гарантиями соблюдения прав данной категории лиц. Однако в 2014 году администрации следственных изоляторов (СИЗО) №№ 1 и 6 неоднократно задерживали направление обращений заключенных к Уполномоченному.

Переполненность СИЗО

По данным УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, несмотря на все усилия ведомства, в 2014 году в большинстве СИЗО Санкт-Петербурга систематически превышался лимит наполняемости. Так, в СИЗО № 1 («Кресты»), рассчитанном на 1 768 мест, в среднем содержалось 2 170 человек, а по состоянию на 1 января 2015 года – 2 295 человек. СИЗО № 4 в течение года был переполнен на 4-27%.

Представляется, что проблему переполненности СИЗО можно решать, в том числе, путем более широкого применения судами мер пресечения, не связанных с заключением под стражу. По данным Управления Судебного департамента в Санкт-Петербурге, за шесть месяцев 2014 года районными судами первой инстанции удовлетворено 2 209 ходатайств о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, что составляет 89,6% от общего числа ходатайств (2 466). Домашний арест применен судами в девяти случаях, залог – в пяти. В связи с этим Уполномоченный обратился к председателю Санкт-Петербургского городского суда с просьбой вынести на обсуждение судейского сообщества вопрос применения меры пресечения в виде заключения под стражу в свете практики Европейского суда по правам человека и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 41.


Права призывников


Сохранялись положительные тенденции 2013 года: жалоб в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга стало значительно меньше, не увеличилось и число обращений к Уполномоченному, в том числе на «горячую линию». По мнению Александра Шишлова, этому способствовало, в том числе, и налаженное взаимодействие с Военным комиссариатом Санкт-Петербурга, с Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга, с органами гражданской и военной прокуратуры, с общественными организациями, осуществляющими деятельность по защите прав призывников. Уполномоченный входит в состав призывной комиссии Санкт-Петербурга,  а сотрудники аппарата Уполномоченного входили в состав призывных комиссий Выборгского, Красносельского, Невского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга, поскольку на работу этих комиссий в предыдущий период поступало значительное количество жалоб.

Но, несмотря на положительную динамику, проблемы сохраняются, в докладе приводятся конкретные примеры нарушений прав призывников, в ряде случаев права были восстановлены. Многие нарушения здесь также связаны не с несовершенством закона, а с правоприменительной практикой. В частности, сохраняются нарушения прав, связанные с несвоевременным документированием военными билетами граждан, освобожденных от призыва на военную службу по состоянию здоровья, с реализацией права призывников на доступ к материалам личных дел, с соблюдением прав призывников в ходе мероприятий по медицинскому освидетельствованию при призыве.

Право на медицинскую помощь


Говоря о праве на медицинскую помощь, Уполномоченный  выразил обеспокоенность положением онкологических больных.

В 2014 году в ходе проверок учреждений онкологического профиля установлено, что периодически выходит из строя медицинское оборудование для диагностики и терапии онкологических заболеваний. В сфере онкологии – своевременная диагностика заболевания имеет решающее значение для сохранения не только их здоровья, но и жизни. Сегодня 40% заболеваний выявляются на 3-4 стадиях.

Существуют проблемы со своевременным лекарственным обеспечением льготных категорий граждан, особенно в начале года, что свидетельствует о необходимости пересмотра существующего порядка обеспечения граждан льготными препаратами и изделиями медицинского назначения.

Право на благоприятную окружающую среду


Город сталкивается с рядом серьезных экологических проблем, требующих безотлагательного решения. Острейшие проблемы – обезвреживание опасных отходов, скопившихся на полигоне Красный Бор и неэффективная утилизация твердых бытовых отходов.

Многие из экологических проблем связаны с несоблюдением и недостаточным контролем за соблюдением действующего законодательства, с недостатком информации у людей, со слабостью межведомственного и межсекторного взаимодействия.

Основными направлениями работы Уполномоченного в сфере соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду традиционно являются:

- первичные выездные проверки фактов загрязнения окружающей среды на отдельных территориях Санкт-Петербурга (сведения о несанкционированных свалках, сбросах неочищенных сточных вод поступали от отдельных граждан, инициативных групп, экологических организаций, профильных органов государственной власти и СМИ);

- повторные выездные проверки объектов и территорий, на которых ранее были выявлены нарушения;

- организация межсекторного и межведомственного взаимодействия в сфере защиты экологических прав граждан.

В 2014 году Уполномоченный особое внимание уделял организации межсекторного и межведомственного взаимодействия в сфере защиты экологических прав граждан. Итогом данной работы стала состоявшаяся 18 декабря 2014 года при поддержке ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» конференция по вопросам обеспечения и защиты права граждан в Санкт-Петербурге на благоприятную окружающую среду.

В конференции приняли участие представители более 20 государственных органов, 15 ведущих экологических неправительственных организаций, 10 научно-исследовательских и образовательных учреждений.

На тематических секциях Конференции подробно обсуждались проблемы загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов и утилизации отходов в контексте соблюдения прав человека на безопасную окружающую среду. Отдельная секция была посвящена экологическому просвещению.

В 2014 году большинство специалистов в сфере охраны водных объектов предупреждали о риске обострения этой проблемы в случае принятия Федерального закона «О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации».

Проектом закона предлагалось изменить положения статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, запрещающие сброс сточных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и сохранить полный запрет на сброс любых сточных вод только для водных объектов, расположенных в 1-м поясе ЗСО источников водоснабжения. Для водных объектов, расположенных в границах 2-го и 3-го поясов ЗСО источников водоснабжения, сброс сточных вод предлагалось допустить.

Участники организованной Уполномоченным Конференции выступили с жесткой критикой законопроекта. По итогам обсуждения в аппарате Уполномоченного было подготовлено отрицательное заключение к проекту данного федерального закона. Уполномоченный направил заключение федеральному омбудсману Элле Памфиловой, которая также выступила против данных поправок в Водный кодекс, и председателю Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Российской Федерации Владимиру Кашину. Комитет рекомендовал Государственной Думе отклонить указанный проект федерального закона.

Отклонение 18 февраля 2015 года «антиэкологического» законопроекта в первом чтении стало результатом совместных усилий экспертного сообщества и институтов государственной правозащиты.

Говоря о соблюдении права граждан на благоприятную окружающую среду, Уполномоченный выразил обеспокоенность из-за недостаточной вовлеченности граждан в решение экологических проблем:

- ненадлежащий учет мнения населения при решении вопроса о строительстве опасных объектов (в частности, при разработке проекта мусороперерабатывающего завода в поселке Левашово);

- недостаточное взаимодействие Комитета по природопользованию,  охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга с экологическими НКО (в частности, при подготовке ежегодного доклада об экологической ситуации в Санкт-Петербурге);

- недостаточность мер по формированию экологического правосознания населения (например, развитие системы раздельного сбора бытового мусора и его эффективная утилизация).

Права людей с ограниченными возможностями здоровья.


В 2014 году Уполномоченный организовал первую в Санкт-Петербурге комплексную проверку итогов реализации Программы «Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге» в 2013 году с привлечением представителей общественных организаций и инспекций инвалидов. Данная проверка проходила с мая по октябрь 2014 года (в два этапа) и включала выборочную оценку 104 объектов Адресного перечня с заявленным выполнением мероприятий Программы - 100% (в том числе учреждений социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, физической культуры).


Несмотря на то, что исполнителями Программы были сделаны выводы о готовности некоторых объектов, факты, выявленные в ходе проверки, доказывали обратное: недобросовестной практики установления на объектах социальной инфраструктуры отдельных элементов «доступной среды», наличие которых не делали сам объект фактически доступным для инвалидов. Подобный формальный подход к планированию и контролю за реализацией мероприятий Программы без учета реальных потребностей инвалидов приводил к так называемой «мнимой доступности» указанных объектов. Результаты первого этапа проверки были представлены 30 июня 2014 года на совещании у врио губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко.

Как показали проверки, необходимо изменить подходы к реализации Программы «Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге» (в том числе – применять комплексный подход, не допуская «фрагментации» доступной среды). Необходимо шире привлекать организации инвалидов для контроля за реализацией программы.

В результате работы Уполномоченного по некоторым жалобам удалось не только решить проблемы конкретных заявителей, но и устранить системные причины нарушения прав многих граждан.

Так, в ходе рассмотрения жалобы на недоступность социального такси для инвалидов-колясочников выяснилось, что весной 2014 года только в двух из 94 транспортных организаций Санкт-Петербурга, предоставлявших услуги социального такси, имелось по одному транспортному средству, оборудованному аппарелями и подъемниками для инвалидов-колясочников.

По предложению Уполномоченного Комитетом по социальной политике и Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга были внесены дополнения в порядок квалификационного отбора организаций-перевозчиков, претендующих на осуществление специального транспортного обслуживания. Одним из дополнительных требований стало обязательное наличие у каждой транспортной компании, участвующей в отборе, не менее одного автомобиля, оборудованного аппарелями и подъемниками. По итогам квалификационного отбора, проведенного уже по новым правилам, с 1 января 2015 года для предоставления услуг социального такси имеются 53 транспортных средства, специально оборудованных для перевозки инвалидов - колясочников.

В Докладе Уполномоченного за 2013 год приводилась информация о нарушениях прав инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата на доступ в городские аптеки, отпускающие лекарственные препараты льготным категориям жителей Санкт-Петербурга: проверка 32 социальных аптек из 42 показала, что только в одной из них имелись необходимые приспособления, обеспечивающие доступ для инвалидов.

Материалы данных проверок были направлены в Правительство
Санкт-Петербурга, в результате чего в 2014 году в конкурсную документацию для проведения открытого конкурса на право заключения контракта Санкт-Петербурга на оказание услуг по приемке, хранению, доставке и отпуску лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения по рецептам отдельным категориям гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь, включены требования по обеспечению условий доступности услуг социальных аптек для инвалидов и других маломобильных групп населения (в том числе обеспечение социальных аптек пандусами (аппарелями), поручнями, кнопками вызова персонала).

В Доклада Уполномоченного отмечено, что ситуация с обеспечением доступности объектов постепенно изменяется к лучшему, в том числе при участии бизнес-сообщества. Так, в торгово-развлекательном центре «Питер-Радуга» на проспекте Космонавтов для автомобилей инвалидов выделено достаточное количество парковочных мест, в магазине «Ашан» инвалиды-колясочники могут воспользоваться специально разработанными для них тележками. После того, как покупки сделаны, сотрудники магазина при необходимости помогут инвалиду доехать до парковки и погрузить покупки в автомобиль. В кинотеатрах сети «СИНЕМА парк» (в торгово-развлекательных центрах «Питер-Радуга», «Гранд Каньон» и семейном комплексе «МЕГА Дыбенко») залы приспособлены для посещения их лицами с ограниченными возможностями здоровья, при этом им выделены лучшие места, а стоимость билетов для инвалидов на любом киносеансе (даже на премьерных показах) не превышает 60 руб.

Реализация прав лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

С 1 по 10 декабря 2014 года Уполномоченный и УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области провели совместные профилактические рейды, приуроченные к Международному дню инвалидов (3 декабря). В ходе совместных рейдов было проверено соблюдение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках мест для автотранспортных средств инвалидов, а также соблюдение правил дорожного движения в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.

Вместе с сотрудниками аппарата Уполномоченного и инспекторами УГИБДД в выездных проверках приняли участие инвалиды-колясочники, являющиеся координаторами Общественной инспекции при Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга.


Обеспечение равноправия и защита от дискриминации


В 2014 году продолжалось нагнетание агрессивных настроений по отношению к людям нетрадиционной сексуальной ориентации. По информации ЛГБТ-организации «Выход», в 2014 году имели место 36 случаев нападений на представителей ЛГБТ-сообщества, 30 из них – во время проведения публичных мероприятий. Имеются сведения о попытках инициировать увольнения работников учреждений образования, школ или детских образовательных центров,  являющихся членами либо активными защитниками ЛГБТ-сообщества.  Учреждения образования, родители и даже ученики педагогов получали информацию о якобы аморальном поведении этих педагогов. К чести большинства учебных заведений, эти случаи не имели серьезных последствий. Но в одном случае педагог была уволена и сейчас в суде рассматривается дело об восстановлении ее трудовых прав.

Преследование членов либо активных защитников ЛГБТ-сообщества не является единственным направлением приложения возрастающей агрессии в обществе. В 2014 году имели место случаи организованного воспрепятствования со стороны радикально настроенных лиц реализации права на свободу собраний и даже  применения насилия к политическим оппонентам. Все это оправдывалось якобы необходимостью борьбы с врагами государства, с «пятой колонной». Такие факты не красят наш город, не делают его более привлекательным для туристов и инвесторов. В стране, где по политическим мотивам в мирное время были уничтожены миллионы граждан, подобные проявления агрессии должны жестко пресекаться правоохранительными органами.

В 2014 году, по данным ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, составлено 6 протоколов об административных правонарушениях по фактам противодействия проведению публичных мероприятий.

Фундаментальные гражданские права, реализация которых создает основу для реализации социальных прав.

Право на объединение

В 2014 году в Санкт-Петербурге были выявлены, в частности, следующие проблемы в сфере обеспечения прав граждан на объединение:

- несовершенство механизмов государственной поддержки некоммерческих организаций (НКО);

- участившиеся проверки НКО контролирующими и надзорными органами;

- включение ряда некоммерческих организаций в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

 

Основной проблемой, с которой сталкиваются НКО в течение последних двух лет, являются участившиеся и дублирующие друг друга проверки контрольными и надзорными органами.

Согласно статье 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» максимальные сроки проверки не могут превышать 40 дней. Количество ежегодных проверок и возможность их одновременного проведения данным законом не регулируются. Такая правовая неопределенность приводит к тому, что организацию на протяжении длительного времени могут одновременно проверять сразу несколько ведомств.

Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» общее число и длительность прокурорских проверок НКО вообще не регламентированы. В ходе проверки прокуратура вправе запросить у НКО информацию в любом объеме и в произвольно определяемый ею срок.

По данным НКО, средства, расходуемые ими на исполнение требований проверяющих, в некоторых случаях превышали 300 тыс. рублей в год. Такая сумма является весьма существенной для многих НКО. В то же время закон устанавливает, что доля финансовых средств, выделяемых на административные расходы благотворительных организаций, не может превышать 20% финансовых средств, расходуемых организацией за финансовый год.

В 2014 году прокуратурой Санкт-Петербурга проведено более 150 проверок некоммерческих организаций Санкт-Петербурга Минюстом России по Санкт-Петербургу проведено 66 плановых проверок НКО и 13 внеплановых проверок НКО, из них 1 – по требованию прокуратуры Санкт-Петербурга.

Внесение некоммерческих организаций в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента


Серьезные проблемы у НКО в 2014 году возникли в связи с практикой применения положений Федеральных законов от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (закон об НКО) и от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В 2014 году в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, Минюстом России были внесены сведения о шести НКО Санкт-Петербурга: Фонд Свободы Информации, «Солдатские матери Санкт-Петербурга», «Институт региональной прессы», «Ресурсный правозащитный центр», «Гражданский контроль», «Лига избирательниц». Четыре НКО, признанные «иностранными агентами», прекратили свое существование, приняв решение о самоликвидации. В их числе Антидискриминационный центр «Мемориал», ЛГБТ-организация «Выход», ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о Бок», «Лига избирательниц». В январе 2015 года прекратил свою деятельность Фонд Свободы Информации.

Главной проблемой применения положений Федерального закона «О некоммерческих организациях» остается неопределенность понятия «политическая деятельность», не позволяющая однозначно ответить на вопрос, какие именно виды деятельности могут быть отнесены к политическим.

В 2014 году Президент России в своем послании Федеральному Собранию отметил важность работы социально ориентированных некоммерческих организаций, подчеркнув, что «в такие НКО объединяются люди, остро чувствующие свой гражданский долг».

Эти организации, занимающиеся конкретными социальными проблемами, фактически помогают людям реализовывать их конституционные права. А организации, занимающиеся так называемыми фундаментальными гражданскими правами, фактически защищают системную основу для реализации конкретных социальных прав. Поэтому нередко встречающееся противопоставление «социально-ориентированных» и «правозащитных» НКО весьма условно. Однако проявляющие активную гражданскую позицию люди нередко рассматриваются как  нелояльные, подозрительные, «пятая колонна», «иностранные агенты».

Об этом Александр Шишлов говорил на встрече Президента с правозащитниками 5 декабря 2014 года. И Владимир Путин согласился с доводами петербургского омбудсмана: «По поводу давления, по поводу противопоставления социально ориентированных НКО с другими направлениями деятельности неправительственных организаций я согласен, я сам это иногда наблюдаю, и это абсолютно несправедливо и вредно. Все, что связано с законом о так называемых иностранных агентах, связано только с желанием государства оградить себя от вмешательства иностранных государств в нашу внутреннюю политическую жизнь. И если под эту сурдинку чиновники различных уровней, начиная от местных и кончая федеральными, стараются оградить себя от критики неправительственных организаций и правозащитников по любой теме, то, конечно, это просто инструмент своей собственной защиты и защиты их деятельности, часто некорректной, если не сказать незаконной. Разумеется, мы будем с этим бороться».


Выступая в Законодательном Собрании, Уполномоченный напомнил о позиции Президента России, отметив при этом: «Есть слова Президента - и есть дела, с которыми сталкиваются НКО, обусловленные возможно, где-то - эксцессом ретивых исполнителей, где-то - низкой профессиональной квалификацией, но это реальные дела, реальная практика, многочисленные, к сожалению, примеры, когда правоприменение, например, пресловутого закона «об иностранных агентах» оборачивается не наведением порядка, а по сути – целенаправленным давлением на НКО, доходящим до откровенной травли. Способствует этому и правовая неопределенность содержащегося в законе понятия «политическая деятельность». Так, в Петербурге одной из НКО в качестве «политической деятельности» инкриминировано, что аналитические материалы этой НКО были использованы при подготовке ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека».

Для обеспечения гарантий конституционного права на объединение, по мнению Уполномоченного, требуются не только изменения в правоприменительной практики, но и в законодательстве (и не только в федеральном, но и Санкт-Петербурга).

Несовершенство механизмов государственной поддержки общественных объединений

Представители НКО обоснованно ставят вопрос о необходимости совершенствования порядка проведения конкурсных процедур и создания механизма авансирования проектов, поскольку существующий в настоящее время порядок выделения субсидий лишает возможности участия в конкурсах НКО, не имеющих свободных средств. Уполномоченный предлагает для решения существующих проблем использовать положительный опыт других регионов.

Право на свободу собраний


В 2014 году были выявлены многочисленные и не всегда обоснованные отказы в согласовании места и (или) времени проведения публичных мероприятий (связанные с порядком согласования и сроком подачи уведомлений).

Отказы Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга в согласовании первоначально поданных уведомлений в большинстве случаев были законными и обоснованными. Наряду с этим выявлены многочисленные и не всегда обоснованные отказы в согласовании места и (или) времени проведения публичных мероприятий, связанные с порядком согласования и сроком подачи уведомлений.

Существующий порядок согласования уведомлений о проведении публичных мероприятий допускает возможность манипулирования при принятии решений об отказе в их проведении в заявленном месте в заявленное время:

- в некоторых случаях предлагались «альтернативные» территории для проведения публичных мероприятий, которые находились на значительном удалении от первоначально заявленных мест и, по сути, являлись непригодными для достижения заявленных целей (например, пос. Новоселки);

- нередко отказы в проведении публичных мероприятий обосновывались тем, что в том же месте и в то же время уже согласовано другое массовое мероприятие (в том числе культурно-массовое или спортивно-массовое). Между тем массовые мероприятия, на основании согласования которых было отказано в проведении публичного мероприятия, зачастую не проводились.


В 2014 году не поступило ни одного заявления от организаторов публичных мероприятий о намерении использовать дополнительные четыре специально отведенные места. По мнению Уполномоченного, невостребованность специально отведенных мест связана с тем, что они не удовлетворяют требованиям к специально отведенным местам, определенным Федеральным законом  и указанным Конституционным судом Российской Федерации, в частности, возможности достижения целей публичных мероприятий и транспортной доступности.

Востребованным является лишь специально отведенное место на Марсовом поле, расположенное в центральной части города: в 2014 году организаторы 15 раз информировали Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга о проведении там публичных мероприятий. Это является показателем оценки организаторами возможности достижения целей публичных мероприятий в указанном месте.

Сохраняют актуальность рекомендации Уполномоченного об изменении петербургского законодательства о публичных мероприятиях.


Положительные тенденции в деятельности органов полиции во время публичных мероприятий в 2014 году. Эффективное обеспечение безопасности.

Значительно сократилось число задержаний участников публичных мероприятий и число граждан, привлекаемых к административной ответственности за нарушения при проведении публичных мероприятий.

Право на участие в управлении делами государства

Уполномоченный отметил позитивные изменения в сфере реализации избирательных прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на выборах Губернатора Санкт-Петербурга 14 сентября 2014 года.


Анализ поступавшей к Уполномоченному информации о нарушениях избирательного законодательства приводит к выводу, что одной из основных причин нарушений является неисполнение действующего законодательства, устанавливающего механизмы и условия доступа граждан к информации о деятельности избирательных комиссий и их решениях. Как показала практика прошлогодней избирательной кампании, ни территориальные избирательные комиссии, ни избирательные комиссии муниципальных образований не предоставляют гражданам даже минимально необходимой информации – о месте своего нахождения (ИКМО) и режиме работы (ИКМО, ТИК). Также в большинстве случаев не публикуются решения, принимаемые этими комиссиями и которые должны быть доступны для широкого ознакомления.


Даже очень важное решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии (СПбИК) от 29.07.2014 г. № 69-10 «О мерах по реализации избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями в ходе подготовки и проведения досрочных выборов высшего должностного лица Санкт-Петербурга  - Губернатора Санкт-Петербурга 14 сентября 2014 года» не было размещено на сайте СПбИК. Это подтверждает выявленную в 2013 году тенденцию избирательного опубликования решений СПбИК.

К сожалению, закрытость избирательных комиссий от общественного внимания не сводится лишь к приведенным фактам, в Докладе приведено много фактов. К сожалению, председатель Горизбиркома Алексей Пучнин неоднократно отказывал в предоставлении по запросам Уполномоченного информации (например, о неопубликованных решениях комиссии или о том, каким образом проводится обучение организаторов выборов). Даже указание Прокуратуры Санкт-Петербурга на то, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия обязана предоставлять информацию по запросам Уполномоченного, ситуацию не изменило.

Это, пожалуй, единственный в практике Уполномоченного случай фактического препятствования деятельности омбудсмана по защите прав граждан.


В целом в 2014 году развивалось взаимодействие Уполномоченного с государственными органами и некоммерческими организациями. «Строить мосты, способствовать диалогу, нахождению взаимопонимания между гражданами и должностными лицами, между гражданским обществом и государством – особенно актуальная в современных условиях задача Уполномоченного по правам человека как независимого института государственной правозащиты», – сказал Александр Шишлов.

Полный текст Доклада

Стенограмма выступления

Видео

Читать все >>
Подписаться на новости
ОК
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс