ЦИК России признала неудовлетворительными меры, предпринятые Горизбиркомом по установлению фактов нарушения закона со стороны избирательных комиссий на выборах в Санкт-Петербурге
25.12.2019

Сегодня в Москве состоялось заседание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации под председательством Эллы Памфиловой. Первый вопрос повестки был посвящен исполнению Санкт-Петербургской избирательной комиссией постановлений ЦИК от 25 сентября и 30 октября 2019 года «О ситуации, связанной с проведением выборов депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга». В заседании участвовали петербургский омбудсмен Александр Шишлов и представители общественной организации «Наблюдатели Петербурга» Иван Квасов, Галина Культиасова и Мария Чебыкина. Меры, предпринятые Горизбиркомом по установлению фактов нарушения закона со стороны избирательных комиссий, были признаны ЦИК неудовлетворительными. Повторный анализ поручено провести до 1 марта 2020 года.



В Постановлении ЦИК от 30 октября 2019 года Санкт-Петербургской избирательной комиссии было, в частности, поручено в срок не позднее 10 декабря совместно с Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге и «Наблюдателями Петербурга» рассмотреть представленную ими в ЦИК информацию о зафиксированных нарушениях на выборах 2019 года «на предмет установления фактов нарушения закона со стороны избирательных комиссий, принять необходимые меры и доложить о результатах». Однако, и Александр Шишлов, и Иван Квасов, с сожалением констатировали, что данное поручение Горизбиркомом выполнено не было.
 
Петербургский омбудсмен еще в начале ноября передал в СПбИК информацию о выявленных нарушениях на выборах, которую предстояло совместно рассмотреть, и предложения по организации взаимодействия, однако Горизбирком не нашел времени для их обсуждения. Заседание, проведенное СПбИК 28 ноября "в целях исполнения поручений ЦИК", фактически было посвящено только вопросам реформы избирательных комиссий. На этом совещании председатель Горизбиркома Виктор Миненко выразил готовность к дальнейшей совместной работе с Уполномоченным и сообществом наблюдателей, но она так и не была организована. 

Уполномоченный также не был приглашен на заседание Горизбиркома 10 декабря 2019 года, на котором было принято Решение № 164-4 об исполнении Постановления ЦИК от 30 октября 2019 года. Данное решение, которое не содержит конкретных сведений о результатах рассмотрения информации, представленной Уполномоченным и «Наблюдателями Петербурга» в ЦИК, не поддержали пять из шести членов Санкт-Петербургской избирательной комиссии, назначенных по предложению политических партий, имеющих фракции в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга (КПРФ, ЛДПР, «Партия Роста», «Справедливая Россия» и «ЯБЛОКО»).

В решении СПбИК утверждается, что представленная Уполномоченным и ОО «Наблюдатели Петербурга» информация (неясно, какая и кем из них представленная) «о нарушениях законодательства на 34 избирательных участках носит предположительный характер и не имеет документальных подтверждений, по пяти избирательным участкам – относится к действиям ИКМО и судов Санкт-Петербурга», является результатом односторонней оценки и не позволяет понять, какие именно избирательные участки имеются в виду. Не указано, председателям каких территориальных избирательных комиссий предложено «включить в повестку дня заседаний вопрос о прекращении полномочий председателей 104 участковых избирательных комиссий», не приведены ни наименования данных УИКов, ни совершенные ими нарушения законодательства о выборах, ни основания, позволившие Горизбиркому сделать выводы о том, что данные нарушения имели место. 

В решении не содержится правовой оценки грубых нарушений законодательства избирательными комиссиями, о которых Уполномоченный информировал ЦИК, и сведений о мерах, принятых для их предотвращения в будущем. 

Санкт-Петербургская избирательная комиссия оставила без внимания незаконную схему, использованную ИКМО Коломна, Черная речка и Чкаловское и заключавшуюся в принятии решений об отказе в регистрации кандидатов с их последующей отменой и принятием нового решения о регистрации кандидатов. Такая схема, по оценкам Уполномоченного, была рассчитана на дальнейшую отмену решений о регистрации кандидатов судом в связи с их принятием в незаконном порядке (в ряде случаев этот расчет оправдался). 

Не были приняты меры для привлечения к ответственности ИКМО Владимирский округ, Коломяги, Озеро Долгое, Ржевка, Чкаловское и Черная речка, допустивших неоднократные отказы в регистрации кандидатов по основаниям, которые в отношении этих же кандидатов уже признавались незаконными Горизбиркомом или судом. Такие действия избирательных комиссий являются прямым основанием для инициирования Санкт-Петербургской избирательной комиссией их расформирования в судебном порядке после завершения выборов (статья 31 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), однако этого сделано не было. 

Горизбирком не дал правовую оценку вопиющим фактам неоповещения либо несвоевременного извещения кандидатов о решениях, которыми ИКМО Коломна, Московская застава, Чкаловское и Черная Речка отказали кандидатам в регистрации. Данные грубые нарушения закона (141 статья Уголовного кодекса РФ) привели к утрате некоторыми кандидатами возможности обжаловать незаконные решения ИКМО и восстановить свое пассивное избирательное право. Проигнорирован грубейший факт неисполнения ИКМО Черная речка обращенного к немедленному исполнению решения Приморского районного суда, обязавшего избирательную комиссию зарегистрировать кандидата в депутаты муниципального совета МО Черная речка  по избирательному округу № 2 (судебное решение от 19.08.2019 № 2а-9851/2019 вступило в законную силу 27.08.2019, но не было исполнено; неисполнение решения суда влечет расформирование комиссии). 

По фактам грубых нарушений избирательных прав граждан в адрес Горизбиркома судами Санкт-Петербурга было направлено как минимум пять частных определений, однако ни одно из них на заседаниях СПбИК не рассматривалось (частное определение Октябрьского районного суда от 29.07.2019 № 2а-4558/2019 в отношении ИКМО Коломна, частные определения Приморского районного суда от 02.09.2019 № 33а-23367/19, от 05.09.2019 №33а-23571/19, №33а-23572/19 и 33а-23779/19 в отношении ИКМО Черная речка.). СПбИК в отношении этих ИКМО никаких мер принято не было. 

После дня голосования в Горизбирком поступило более 1500 жалоб на нарушения избирательного законодательства. Обладая информацией о грубых нарушениях избирательных прав граждан (в т.ч. числе о «каруселях», вбросах, аномально высоких процентах «надомного» голосования и т.д.), Санкт-Петербургская избирательная комиссия не организовала их проверку. Нарушения не проанализированы, виновные в их совершении не установлены. 

Не выяснены причины аномально высокого уровня голосования вне помещений ряда избирательных участков Фрунзенского, Красногвардейского, Московского, Выборгского и некоторых других районов (в т.ч. экстерриториальных избирательных участков). В частности, на выборах Губернатора Санкт-Петербурга на территориях, подведомственных ТИК № 23 и ТИК № 29, доля досрочного голосования равнялась 10,4 %; особенно высокой эта доля была на экстерриториальных избирательных участках, образованных в Псковской области: на участке № 2378 в Гдове на дому проголосовали 77 % избирателей, на участке № 2380 в Невеле – 88 %, на участке № 2384 в поселке Плюсса – 86,7 %, на участке № 2394 в деревне Цапелька – 93,4 %. Доля избирателей, проголосовавших вне избирательных участков в избирательном округе № 216 МО Купчино, составила 18,4% (для сравнения, на выборах 2014 года – 1,9%), а на избирательном участке № 2082 этого округа – 41 % (в 2014 году – 0,8 %). 

Не проведен анализ причин повторного установления итогов голосования в 36 участковых избирательных комиссиях (Екатерингофский, Купчино, Лисий Нос, Московская застава, Озеро Долгое, Оккервиль, Остров Декабристов, город Пушкин, Рыбацкое, Шувалово-Озерки, Юнтолово, № 7 и 21), в результате которого 12 кандидатов, входивших в число победителей по результатам первоначально установленных итогов голосования, лишились депутатских мандатов (6 – от партии «ЯБЛОКО», 2 – от «Партии Роста», 2 самовыдвиженца, 1 кандидат от КПРФ, 1 – от партии «Справедливая Россия»), а 12 других кандидатов, не входивших в число победителей по результатам первоначально установленных итогов голосования, получили депутатские мандаты: 8 – от партии «Единая Россия», 2 – от ЛДПР, 1 самовыдвиженец, 1 – от партии «Родина»). 

Изменения при повторном подсчете первоначально установленных итогов голосования на десятки и даже сотни голосов не могут быть объяснены исключительно техническими причинами. 

В 22-м округе МО Остров Декабристов итоги голосования первоначально были установлены с помощью КОИБов, но после повторного ручного подсчета на семи избирательных участках количество голосов, полученное одним из кандидатов неожиданно увеличилось на 948, другим – на 622. Кроме того, из поступивших жалоб кандидатов, у которых «отобрали» победу, следовало, что результаты выборов в 22-м округе МО Остров Декабристов фактически не были определены (их поддержали 4 из 8 членов ИКМО). Жалобы кандидатов в Горизбирком остались без рассмотрения. И только 20 декабря Василеостровский районный суд признал безосновательным решение ИКМО Остров Декабристов о повторном подсчете голосов.

Без надлежащего внимания оставлены сообщения о нарушениях прав членов избирательных комиссий и наблюдателей, прежде всего – случаи применения насилия к некоторым из них в день голосования (в т.ч. рядом и непосредственно на избирательных участках Адмиралтейского, Выборгского, Московского, Петроградского, Приморского и других районов). 

Горизбирком неоднократно заявлял, что избирательные комиссии (в т.ч. УИКи) не могут влиять на данный процесс, поскольку применение насилия относится к компетенции правоохранительных органов. Однако председатели УИКов в силу закона имеют полномочия следить за порядком в помещении для голосования (пункт 11.1 статьи 64 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») и обязаны принимать меры для восстановления общественного порядка, в т.ч. при бездействии присутствующих на избирательном участке сотрудников полиции (путем обращения к ответственным представителям от руководства территориальных органов внутренних дел, при их отсутствии – к дежурным прокурорам). 



По оценкам Александра Шишлова, Горизбирком в настоящее время не настроен на выявление нарушений и поиск эффективных мер для их пресечения и профилактики: «Как панацея от всех бед рассматривается предложение о возложении полномочий ИКМО на ТИКи. Однако авторы этой инициативы предпочитают не говорить о том, что ТИКи, исполнявшие полномочия ИКМО на прошедших выборах, также допускали нарушения избирательных прав граждан» (в частности, ТИК № 11 с полномочиями ИКМО Северный и ИКМО Прометей, ТИК № 22 с полномочиями ИКМО Сампсониевское, ТИК № 23 с полномочиями ИКМО Купчино и Волковское, ТИК № 29 с полномочиями ИКМО № 75 и Балканский). 

Выводы об отсутствии нарушений Горизбирком в ряде случаев основывает на информациях УИКов и ТИКов, воспринимая их как достоверные, без какой-либо перепроверки (например, ИКМО Черная речка – об отсутствии фактов вбросов избирательных бюллетеней на избирательных участках № 1801 и 1809). 

Особую обеспокоенность Александр Шишлов выразил в связи с кадровой политикой Горизбиркома: «Недопустимо включать в составы избирательных комиссий граждан, уже уличенных в нарушениях. Следует искоренить и порочную практику включения в состав комиссий работников местных и районных администраций, сотрудников аппаратов иных государственных органов. Именно это создает механизм применения административного ресурса».

Так, из 14 членов территориальной избирательной комиссии № 29, исполнявшей на прошедших выборах полномочия ИКМО № 75 и Балканский, пять человек работают в администрации Фрунзенского района, один – в администрации муниципального образования, один – в Администрации Санкт-Петербурга и еще один является помощником депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Показательно, что трое из перечисленных работников администрации Фрунзенского района, как и председатель ТИК № 29 (ранее возглавлявший ТИК № 10, а затем трудоустроенный в администрацию МО) включены в состав комиссии уже в ходе избирательной кампании 2019 года. 

Характерными примерами этой «порочной кадровой политики» являются ИКМО Ржевка (из 8 членов ИКМО 6 человек на момент назначения работали в муниципальном образовании Ржевка, 4 из них назначены по предложению СПбИК, включая председателя), ИКМО Сергиевское, расформированная по решению суда (из 8 членов ИКМО трое на момент назначения работали в муниципальном образовании Сергиевское, двое из них назначены по предложению СПбИК), Пулковский меридиан (из 8 членов ИКМО трое на момент назначения работали в местной администрации МО Пулковский меридиан, двое из них назначены по предложеню СПбИК).

«Очевидно, что избирательная система Петербурга нуждается в реформировании, однако упразднение ИКМО проблемы, связанные с недоверием граждан к выборам, не решит. Одной из главных причин нарушений, повторяющихся каждую избирательную кампанию, является безнаказанность нарушителей, связанная как с отсутствием надлежащего контроля со стороны Горизбиркома, так и с бездействием правоохранительных органов. 

Без удаления из избирательной системы нарушителей избирательных прав граждан и без разрыва существующих тесных связей избирательных комиссий с администрациями районов и муниципальных образований изменить ситуацию в избирательной системе Санкт-Петербурга не удастся»
, – сказал Александр Шишлов, подчеркнув, что объективная оценка прошедшим выборам и нарушениям избирательных прав граждан в Санкт-Петербурге в пределах компетенции Горизбиркомом не дана, мнения Уполномоченного и «Наблюдателей Петербурга» не услышаны. 

Уполномоченный выразил надежду на продолжение совместной работы с ЦИК по оздоровлению избирательной системы Санкт-Петербурга и контролю за формированием составов избирательных комиссий в Санкт-Петербурге (прежде всего – новых ТИКов) с целью недопущения включения в составы комиссий лиц, допустивших нарушения избирательных прав граждан, проявивших ангажированность или некомпетентность, а также имеющих тесные связи с администрациями муниципальных образований, районов и города. 

В Постановлении ЦИК от 25 декабря 2019 года № 236/1753-7 меры, предпринятые Санкт-Петербургской избирательной комиссией по установлению фактов нарушения закона со стороны избирательных комиссий, были признаны неудовлетворительными. Повторный анализ Горизбиркому поручено провести до 1 марта 2020 года.
Читать все >>
Подписаться на новости
ОК
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс