Александр Шишлов: «Многие проблемы, связанные с избыточными запретами на организацию публичных мероприятий, с функционированием специально отведенных мест для их проведения в упрощенном порядке, находятся в компетенции петербургского законодателя и при наличии доброй воли могут быть разрешены»
20.12.2018

Сегодня в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга в рамках расширенного заседания парламентского Комитета по законодательству под председательством Дениса Четырбока состоялись публичные слушания по вопросу о совершенствовании городского законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Петербургский омбудсмен Александр Шишлов представил на слушаниях свои предложения  по реализации конституционного права на свободу собраний.

В ноябре 2018 года Александр Шишлов обратился к временно исполняющему обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александру Беглову и председателю Законодательного Собрания Вячеславу Макарову с просьбой об активизации деятельности по изменению правоприменительной практики и городского законодательства о митингах (в частности, в рамках созданной по итогам парламентских слушаний 27 октября 2017 года рабочей группы при Комитете по законодательству Законодательного Собрания) и направил разработанные в аппарате Уполномоченного предложения. После обращения омбудсмена в петербургском парламенте вновь были организованы слушания по данной проблематике.

Открывая слушания, Александр Шишлов сказал: 

«Вряд ли найдется в зале хоть один человек, искренне полагающий, что в Петербурге обеспечена реализация прав граждан на свободу мирных собраний, гарантированная 31-й статьей Конституции.

Проблемы, связанные с нарушениями этих прав и возможные пути их решения многократно поднимались и обсуждались в Законодательном Собрании. Более года назад они были предметом парламентских слушаний, по итогам которых было принято решение о создании при Комитете по законодательству рабочей группы по рассмотрению предложений о совершенствовании законодательства о публичных мероприятиях, однако до настоящего времени соответствующие меры, обеспечивающие гарантии права граждан на свободу собраний в Санкт-Петербурге, и находящиеся в компетенции Законодательного Собрания, не приняты. 

Кстати, одно из предложений, о которых я неоднократно говорил и официально направил в Законодательное Собрание для рассмотрения в качестве федеральной законодательной инициативы – по исключению двойной квалификации действий участников публичных мероприятий, было реализовано в Постановлении пленума Верховного суда от 26 июня 2018 года № 28.

На остроту данной проблемы также неоднократно указывалось в ходе выездного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 15-19 октября 2018 года в Санкт-Петербурге, а 11 декабря эти вопросы поднимались на встрече СПЧ с Президентом, поддержавшим целесообразность внесения изменений в законодательство о митингах. Очень советую всем, кто не читал, прочитать полную стенограмму. Там есть много вопросов, касающихся Санкт-Петербурга, и, как вы, надеюсь, понимаете, эти петербургские проблемы поднимались в Кремле не спонтанно – я, как Уполномоченный по правам человека, предварительно обсуждал их с членами СПЧ. 

Надеюсь, что мы в Санкт-Петербурге сможем, наконец, осознать проблемы, с которыми постоянно сталкиваются жители нашего города при попытках реализовать конституционное право на свободу мирных собраний, подчеркиваю – мирных собраний – аналогии с беспорядками, скажем, в Париже, здесь в Петербурге совершенно неуместны. Осознать проблемы и начать их решать.

Очевидно, что главные проблемы в этой области порождаются федеральным законодательством – как указывали члены СПЧ, имеющим запретительный и репрессивный характер, и такой же запретительной и репрессивной практикой правоприменения. Однако многие проблемы, прежде всего, относящиеся к избыточным запретам на организацию публичных мероприятий, к регулированию функционирования т.н. специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий, к информированию о поданных заявках на их проведение, находятся полностью в компетенции петербургского законодателя и при наличии доброй воли могут быть разрешены. 

Поэтому я приветствую организацию сегодняшних слушаний и полагаю, что сегодня следует сосредоточиться именно на тех вопросах, которые могут быть решены путем внесения изменений в законодательство Санкт-Петербурга».

Омбудсмен также рассказал участникам слушаний о разработанных в аппарате Уполномоченного предложениях по изменению петербургского законодательства о митингах.

Кроме Александра Шишлова предложения по корректировке законодательства о митингах представили руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Ольга Ходунова, глава Комитета по законодательству Денис Четырбок и декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов

Предложения Ольги Ходуновой во многом повторяли рекомендации Уполномоченного. Предложения Дениса Четырбока и Сергея Белова в основном касались приведения петербургского законодательства в соответствие с федеральным. Председатель Комитета по законодательству также высказал ранее неоднократно озвученное омбудсменом предложение о цифровой подаче уведомлений о публичных мероприятиях, его поддержал и декан юридического факультета СПбГУ.

Представитель губернатора в Законодательном Собрании Юрий Шестериков сообщил о поддержке главой города предложений об увеличении количества специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий в упрощенном порядке (в настоящее время из 25 рассматриваемых адресов для т.н. «гайд-парков» планируется выделить от 8 до 12) и предельной численности их участников более чем вдвое. О готовности администрации губернатора Санкт-Петербурга участвовать в работе по совершенствованию законодательства о митингах и практики его применения сообщила также и.о. председателя Юридического комитета Екатерина Аксенова.

В дискуссии участвовали заместитель председателя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга Валерий Белоцерковский, депутаты Михаил Амосов, Борис ВишневскийСергей Купченко, Максим Резник, Сергей Трохманенко и др. 

Сергей Трохманенко и Михаил Амосов согласились с Александром Шишловым, что необходимо организовать специально отведенные места для проведения публичных мероприятий в упрощенном порядке во всех районах Санкт-Петербурга. Против этого предложения выступил Валерий Белоцерковский, аргументировавший свою позицию небольшой востребованностью уже имеющихся четырех специально отведенных мест (в лесопарковых зонах на значительном отдалении от транспортной инфраструктуры), а также необходимостью новые «гайд-парки» специально оборудовать. «Я живу в Калининском районе, численность населения которого – более 500 тысяч человек. Сопоставимо с каким-нибудь областным центром. Почему жители Калининского района для обсуждения районных же проблем должны ехать в другой район, где тоже несколько сотен тысяч людей живет? И чем оборудовано специально отведенное место в Удельном парке, например? Я там был неоднократно. Ничем оно не оборудовано», – сказал, в частности, Михаил Амосов, назвав слова представителя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности демагогией. Он также высказал предложение об исключении Дворцовой площади из перечня территорий, запрещенных для проведения митингов, шествий и демонстраций, Борис Вишневский – аналогичное по площади Академика Сахарова. Оба депутата поддержали позицию Уполномоченного по сокращению предельно допустимого расстояния между участниками одиночных пикетов (50 метров). На вопрос Сергея Купченко о количестве нарушений общественного порядка во время проходивших в 2018 году публичных мероприятий Валерий Белоцерковский ответил, что в специально отведенных местах нарушений зафиксировано не было, а в ходе согласованных акций они были единичны. Максим Резник напомнил, что согласованная акция против повышения пенсионного возраста 9 сентября 2018 года закончилась массовыми задержаниями (ее проведение на площади Ленина не было допущено исполнительной властью и правоохранительными органами, после чего собравшиеся у Финляндского вокзала граждане приняли участие в стихийных шествиях и пикетированиях).  

По итогам обсуждения было принято решение о подготовке аппаратом Комитета по законодательству на основе представленных предложений законопроекта о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга от 08.06.2011 № 390-70 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге» в срок до 26 января 2019 года. В решении Комитета также было отражено предложение Максима Резника, что цель разрабатываемых изменений заключается не просто в  «совершенствовании», а в «демократизации» городского закона о митингах.  
28.12.2018
С Новым годом и Рождеством! >>
26.12.2018
Названы имена студентов РАНХиГС, проявивших себя в правозащитных проектах петербургского омбудсмена в 2018 году >>
26.12.2018
Опубликован календарь "Права человека" на 2019 год >>
24.12.2018
Петербургский омбудсмен и начальник УФСИН провели совместный прием родственников содержащихся под стражей >>
20.12.2018
Развитие образовательных программ в сфере медиации обсуждают на площадке петербургского омбудсмена >>
20.12.2018
Александр Шишлов: «Многие проблемы, связанные с избыточными запретами на организацию публичных мероприятий, с функционированием специально отведенных мест для их проведения в упрощенном порядке, находятся в компетенции петербургского законодателя и при наличии доброй воли могут быть разрешены» >>
18.12.2018
Опубликована полная стенограмма встречи российских правозащитников, вошедших в обновленный состав СПЧ, с Президентом РФ >>
Читать все >>
Подписаться на новости
ОК
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс