Опыт противодействия дискриминации женщин и укрепления национальных правозащитных институтов обсудили в Казани

17.10.2014

16-17 октября в Казани состоялась международная научно-практическая конференция «Женщина-мусульманка: права человека в современном мире». Санкт-Петербург на конференции представлял омбудсман Александр Шишлов.


Мероприятие было организовано Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации, Президента Республики Татарстан и Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

В работе конференции приняли участие старший советник по правам человека при системе ООН в Российской Федерации Ришард Коменда, глава Программного офиса Совета Европы в Российской Федерации Петр Зих, уполномоченные по правам человека из 17 субъектов Российской Федерации, представители органов государственной власти, религиозных конфессий и НКО Республики Татарстан, сотрудники иностранных дипломатических представительств и др.

Участники конференции обменялись опытом работы в сфере противодействия дискриминации женщин, обсудили перспективы внедрения международных механизмов, направленных на укрепление положения и роли женщины в обществе.


Выступая на конференции, Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов рассказал о своей работе в сфере противодействия множественной дискриминации женщин из уязвимых групп населения, подробно остановившись на примерах дискриминации женщин-мигрантов, заключенных и освобождающихся из мест лишения свободы.

Так, в 2013 году к Уполномоченному поступило обращение о том, что в Центре для содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (с 31.12.2013 г. ­­СУВСИГе УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) находились две беременные женщины, которым не оказывалась квалифицированная медицинская помощь и не обеспечивались адекватные их состоянию условия содержания.


Содержание беременных женщин в подобных учреждениях законодательно не урегулировано, в отличие, например, от женщин, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Постановление  Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1306, регулируя предоставление медицинской помощи в СУВСИГе, четко не предусматривает, что в учреждении должен работать врач. В настоящее время в СУВСИГе УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области работают только фельдшеры. Таким образом, соблюдение прав беременных женщин на получение квалифицированной медицинской помощи представляется затруднительным.


Возможности реагирования региональных уполномоченных на подобные нарушения прав ограничены, так как СУВСИГ находится в подчинении территориального подразделения Федеральной миграционной службы РФ. Петербургский омбудсман отражает подобные пробелы в законодательстве в своих ежегодных докладах и направляет информацию Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Александр Шишлов также привел пример дискриминации женщин, освобождающихся из мест лишения свободы и не имеющих жилья. «Важность социальной адаптации бывших заключенных очевидна. В Санкт-Петербурге действуют два социальных стационарных учреждения для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, – сказал петербургский омбудсман. – Однако ни в одном из них места для женщин не предусмотрены. Освобождающиеся из мест лишения свободы женщины, не имеющие жилья, могут устроиться лишь в Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Кризисный центр помощи женщинам», в котором также проживают женщины, пострадавшие от домашнего насилия и другие женщины в трудной жизненной ситуации, включая женщин с детьми».


По мнению Александра Шишлова, роль уполномоченных по правам человека в работе по противодействию множественной дискриминации женщин может заключаться в обобщении и анализе выявленных случаев дискриминации и вынесении рекомендаций, основанных на международной, а также российской региональной практике их разрешения.

«Одним из наиболее эффективных направлений деятельности уполномоченных по содействию в восстановлении прав и свобод является  так называемая функция медиатора (посредника) между органами государственной власти и общественными институтами, – отметил петербургский омбудсман. – Практика проведения межведомственных совещаний с участием представителей профильных НКО на площадке Уполномоченного показывает, что усилия государственных институтов и неправительственного сектора возможно объединить».

Накануне конференции Александр Шишлов принял участие в семинаре Управления Верховного комиссара ООН по правам человека,  посвященном деятельности национальных правозащитных институтов.

Петербургский омбудсман, с 2012 года являющийся председателем Координационного совета уполномоченных по правам человека в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации, представил участникам семинара доклад о взаимодействии государственных правозащитных институтов СЗФО.


Александр Шишлов сообщил, что институт государственной правозащиты существует в настоящее время во всех 11 субъектах СЗФО, однако по объективным причинам (в том числе на уровне законодательного регулирования) деятельность уполномоченных во многих регионах нельзя назвать  независимой и эффективной.

«Поскольку институт Уполномоченного по правам человека в нашей стране относительно молод и не наделен властными полномочиями, эффективность его правозащитной деятельности в большой степени зависит от умения налаживать рабочее взаимодействие как с коллегами, так и с иными государственными институтами. При условии, что данные институты также настроены на взаимодействие», – подчеркнул Александр Шишлов.

Петербургский омбудсман привел примеры из собственной практики, когда его рекомендации государственным органам (включая территориальные подразделения федеральных государственных органов), органам местного самоуправления принимались во внимание. Так, после проверки в 2013 году соблюдения прав человека в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и специальных помещениях дежурных частей территориальных отделов полиции, Уполномоченный направил рекомендации по устранению выявленных нарушений в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Последующие проверки показали, что большая часть нарушений была устранена.

К сожалению, существуют примеры, когда рекомендации Уполномоченного не только не принимаются во внимание, но и встречают сопротивление. Так, председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссий  не только не согласился с предложениями омбудсмана по устранению выявленных в ходе проверок нарушений избирательных прав граждан, в том числе в сфере получения доступной информации о работе территориальных избирательных комиссий, но даже поставил под сомнение право Уполномоченного проводить такие проверки. По итогам выборной кампании в сентябре 2014 года Санкт-Петербург стал лидером по количеству жалоб на нарушения избирательных прав.

Александр Шишлов выразил уверенность, что, несмотря на существующие трудности, взаимодействие омбудсманов с государственными и общественными институтами, с международными организациями, друг с другом – это наиболее эффективный путь выявления общих проблем и поиска их решения. «От этого зависит усиление роли государственных правозащитных институтов, а значит, и улучшение ситуации с соблюдением прав человека», – отметил в заключении петербургский омбудсман.

Читать все >>
Подписаться на новости
ОК
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс